Оторвите груз от сердца

Рейтинг
Москва, 27.06.2016
В транспортно-логистической отрасли сформировался костяк компаний, способных задать новые стандарты качества. Это важнейшая предпосылка передачи грузоперевозок на аутсорсинг, в которой кроется колоссальный резерв снижения издержке в экономике

Уровень логистических расходов в производственном комплексе России один из самых высоких в мире. Совокупные внешние и внутренние затраты на транспорт и логистику у нас составляют порядка 20% ВВП, в то время как в Китае и странах Европы — 7–8%, это показало совместное исследование Торгово-промышленной палаты РФ и BCG, проведенное в 2014 году. По оценке Сергея Елисеева из Российской открытой академии транспорта, в конечной стоимости товаров доля транспортных издержек железной дорогой стала доходить до 70%.

Российский бизнес привык следовать принципу «имей все свое». В том числе вагоны, порты, автомобили. Эта особенность деловой культуры связана с низким доверием в бизнес-среде. Поэтому у нас получила развитие модель внутренней логистики, когда входящие и исходящие логистические потоки обеспечиваются силами внутренних подразделений предприятий (1PL — автономная логистика). Серьезные игроки, бизнес которых зависит от качества доставки и хранения товара, изначально вкладывались в это направление. Например, ритейлер «Магнит» создал автомобильный парк, мощности которого в несколько раз превышают парки известных автотранспортных компаний.

Между тем мировой опыт свидетельствует: передача этого вида услуг профессиональным организациям, которые знают, как лучше доставить и хранить товар, дает колоссальные возможности оптимизации. Не случайно доля аутсорсинга транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в США составляет порядка 80%, в Европе — более 64%.

Отдельные компании начали изучать возможности логистического аутсорсинга и у нас. В «Вымпелкоме», например, подсчитали, что передача складов и перевозки грузов в управление внешнему подрядчику может дать экономию до 30% в общих расходах на логистику.

С железнодорожными перевозками несколько проще: этот сегмент отличается высокой степенью концентрации. А вот рынок автоперевозок представлен многотысячной армией малых и средних компаний, часто не раскрывающих информацию о себе и порой даже не имеющих сайтов. Дефицит информации об участниках этого рынка ощущается особенно остро.

Аналитический центр «Эксперт» и медиахолдинг «Эксперт» решили провести исследование рынка транспортно-логистических услуг и сформировать первый рейтинг крупнейших транспортно-логистических компаний России.

Едем, летим, плывем

Для начала посмотрим, что представляет собой ключевой сегмент комплекса ТЛК — грузоперевозки — в разрезе статистики и как он переживает экономический спад.

По данным Росстата, на конец 2015 года в транспортном секторе экономики было зафиксировано порядка 303,5 тыс. организаций. Оборот организаций по виду деятельности «транспорт» в 2015 году превысил 9 трлн рублей.

По объему грузоперевозок лидирующее место занимает автотранспорт — порядка 79% в общей структуре; второе место принадлежит железнодорожному транспорту — 19% (мы не берем в расчет промышленный железнодорожный транспорт и трубопроводный транспорт), менее 2% всех грузов было перевезено внутренним водным видом транспорта, 0,3% — морским, 0,02% — воздушным.

Динамика

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (993) 25 июня 2016
    Куда смотрит королева
    Содержание:
    Провал политиканов и бюрократов

    Космополитизм не вытравил национальные чувства — это показал референдум в Великобритании. Если политическая элита Европы не скорректирует принципы и ценности европейского проекта, он рухнет

    Главная новость
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Специальный проект
    Реклама