Круговые объезды по кишкам нищего

Культура
Москва, 04.07.2016
«Эксперт» №27 (994)
Пять принципов современного кино

Московский кинофестиваль ежегодно представляет всю палитру мирового кинематографа, ставящего перед собой помимо откровенно коммерческих, еще и художественные задачи. Благодаря усилиям президента кинофестиваля Никиты Михалкова и крупнейших в России специалистов по фестивальному кино, а на сегодняшний день это Кирилл Разлогов и Андрей Плахов, его программа насыщенна, разнообразна и позволяет судить о важнейших тенденциях в мировом кинематографе.

Автобиографичность

Когда-то слишком откровенное обращение Андрея Тарковского к фактам из собственной биографии в фильме «Зеркало» служило поводом для критических нападок. Попытка сделать собственную жизнь объектом киноискусства тогда еще расценивалось как слишком претенциозный шаг, который мог себе позволить разве что Федерико Феллини. Сейчас кинорежиссер, если он не вовлечен в индустрию сериалов и кинокомиксов, скорее задастся вопросом: о ком снимать, если не о себе? Ведь только то, что пережито тобой самим, позволит рассказать по-настоящему захватывающую историю. Вуди Аллен, новейший фильм которого «Светская жизнь» был продемонстрирован на XXXVIII Московском кинофестивале как фильм закрытия, на этом не остановился и превратил себя в героя собственных фильмов. 87-летний Алехандро Ходоровски, чья «Бесконечная поэзия» продолжает фильм двухлетней давности «Танец реальности», доходит почти до крайней точки принципа автобиографичности, расценивая кинематографическое воссоздание собственной жизни как нечто единственное, что действительно достойно приложения усилий. На роль самого себя в молодые годы он выбирает своего сына Адана Ходоровского, который также написал музыку к фильму, а на роль отца — другого сына, постарше, Бронтиса Ходоровского. Следуя исповедуемой им психомагии, он вступает с самим собой в диалог, дабы устранить страхи прошлого, произнося фразы подобный этой: «Старость — это не унижение. Она отнимает секс, славу, богатство, и ты превращаешься в бабочку — существо, состоящее из чистого света». В образе «существа, состоящего из чистого света» также предстал перед зрителями московского кинофестиваля бразильский режиссер 84-летний Руй Герра, который в фильме «Память забвения» вступает в диалог с самим собой в молодости. И снова попытка разобраться в самом себе, и опять при участии родственников — ассистентом режиссера на картине выступила его дочь Дандара.

Документальность

Фильмы, в основе которых лежит выдуманная история, в программе основного конкурса выглядят как белые вороны. Таков российский фильм «Монах и бес». Увлеченные православной мистикой сценарист Юрий Арабов и режиссер Николай Досталь решили привнести нечто новое в мировую художественную культуру и рассказать историю о том, как «черт становится человеком». Несмотря на то что мастерство обоих создателей фильма сомнений не вызывает, сюжет, вдохновленный «Фаустом» Гете и построенный по большей части на догадках и авторской фантазии, воспринимается как наспех сконструированный и неубедительный. Совсем другое дело величественные «Козни» Дави

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (994) 4 июля 2016
    Там другие люди живут
    Содержание:
    Партнерство незолотых миллиардов

    За последнее десятилетие Россия предприняла массу усилий для формирования принципиальной модели евразийского партнерства. Поэтому теперь нам есть куда пригласить китайских и европейских партнеров

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    ПРОМЫШЛЕННЫЕ СЕТИ И АВТОМАТИЗАЦИЯ
    Реклама