Дешевле и свое

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги журнала «Эксперт»
18 июля 2016, 00:00

Российским промышленникам есть что предложить миру: развивающемуся — компетенции, развитому — кооперацию, емкий внутренний рынок, качественные и дешевые промышленные товары. Страна постепенно встраивается в новую индустриализацию

РИА НОВОСТИ

«Ощущение такое, что российская промышленность находится на низком старте», — говорит Андрей Поляков, директор по региональному развитию Российского экспортного центра (РЭЦ). После падения рубля товары российского производства оказались крайне привлекательными для продажи на внешних рынках, а РЭЦ как главный институт стимулирования экспорта первым замечает изменение внешнеторговых спроса и предложения. На выставке «Иннопром -2016» РЭЦ искал потенциальных экспортеров, чтобы объяснить им: наладить экспорт не так уж сложно, даже если ты средний бизнес, — РЭЦ поможет застраховать экспортный кредит и сэкономить на процентах.

В 2016 году «Иннопром» стал площадкой, нацеленной в первую очередь на стимулирование экспортных поставок. Прошлогодние попытки оседлать спрос в Китае принесли первые результаты. В этом году главным партнером выставки выступила Индия, а учитывая, что с этой страной российское машиностроение связывают давние отношения, эффект от «Иннопрома-2016» может оказаться крайне масштабным.

Кроме того, «Иннопром» — витрина колоссальной совместной работы государства и промышленников, которая сегодня демонстрирует, как целенаправленные субсидии правительства, программы импортозамещения, стимулирование экспорта и т. д. дают первые плоды. Российские предприятия показали: они могут быть не хуже европейских или американских и им есть что предложить миру.

Ставка на Индию

Со времен СССР у нас установлены с Индией партнерские отношения, однако после развала Советского союза объемы взаимной торговли резко упали и до сих пор не восстановлены. Тем не менее Россия продолжает оставаться крупнейшим поставщиком в Индию военных систем и запчастей для них. Кроме того, российский экспорт в Индию — это авиакосмические аппараты и оборудование, черные металлы и изделия из них, компоненты объектов атомной энергетики, электрические машины и оборудование и т. д. Ну и, конечно, углеводороды.

В последние десятилетия Индия — одна из самых быстроразвивающихся экономик мира, прирастающая в среднем на 7% в год. По размеру номинального ВВП она седьмая и третья — по паритету покупательной способности. Огромная страна, нуждающаяся в энергии, — а значит, и в сырье для ее производства. Именно поэтому индийцы заинтересованы в увеличении прямых поставок из России угля: коксующегося и энергетического, сжиженного природного газа, алмазов и минеральных удобрений.

Индия же поставляет в Россию пока главным образом фармацевтическую и машиностроительную продукцию, кофе, чай, табак и пряности, предметы одежды.

«Потенциал промышленной кооперации между нашими странами использован далеко не полностью, и наша задача — наполнить его новым содержанием. Это относится как к традиционным направлениям нашего сотрудничества, так и к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества в новых сферах», — заявил на «Иннопроме» Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Но несмотря на бурные темпы развития и наличие статуса промышленно развитой страны, Индия во многом еще отстает от своего главного конкурента — Китая. Поэтому основной целью поездки индийцев на «Иннопром» стал поиск компетенций в России. Для развития современной промышленности правительство Нарендры Моди запустило в 2014 году программу Make in India («Делается в Индии»). Она призвана превратить страну в одного из лидеров мирового индустриального производства. В рамках проекта Индия планирует привлечь инвестиции в 25 секторов экономики — от туризма до горно-добывающей промышленности, при этом программа предусматривает значительные льготы иностранным инвесторам, в том числе в оборонных отраслях.

Российские компании смотрят на возможность открытия промплощадок в Индии с оптимизмом: так, в стране может быть частично локализовано производство Sukhoi Superjet 100, а также ближне-среднемагистрального самолета МС-21. Конечно же, в обмен на спрос на готовые самолеты со стороны авиакомпаний страны: МС-21 и Sukhoi Superjet могут быть востребованы на индийском рынке внутренних и региональных перевозок. Министерством гражданской авиации Индии уже согласован план валидации сертификата самолета SSJ-100.

Проявляют интерес индийские компании и к российской компетенции в горном деле. «Наши горнорудные специалисты лучшие в мире, многие промышленные объекты: горно-обогатительные и металлургические комбинаты — построены в Индии специалистами из СССР, — поясняет интерес индийцев к российскому горно-металлургическому сектору губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. — Сейчас наши индийские партнеры подтверждают свою заинтересованность в привлечении российских компаний к модернизации металлургических комбинатов».

Кроме Индии, на «Иннопроме» присутствовали делегации из почти ста стран, в том числе европейских. Все они проявляют интерес к России как стране, обладающей либо огромным спросом, либо компетенциями в уникальных отраслях — атом, космос, ВПК.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров открыл производство новых дизельных двигателей 26-02.jpg
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров открыл производство новых дизельных двигателей

Дизель для подлодки

Свердловская область — главный бенефициар господдержки промышленности, что не удивительно: больше половины регионального ВВП обеспечивает промышленность, прежде всего обрабатывающая. И эта доля будет расти: по словам губернатора, за последний год в Свердловской области открыто порядка ста новых производств. Со времен Советского Союза Урал — крупнейший промышленный кластер в стране, и реновация производств дает мощный импульс экономике всего региона.

Действительно, новых площадок вокруг Екатеринбурга много. Например, Уральский дизель-моторный завод, входящий в группу «Синара», накануне открытия «Иннопрома» запустил производство нового дизеля ДМ-185. Для его проектирования были привлечены ведущие российские институты, а также немецкий консультант FEV. Для запуска этого производства заводу в 2012 году в рамках реализации госпрограммы дизельного двигателестроения был предоставлен грант Минпромторга России в объеме 500 млн рублей. В прошлом году завод получил льготный заем в 300 млн рублей от Фонда развития промышленности (ФРП). Общий размер инвестиций составил более 2 млрд рублей.

Новые дизельные двигатели предназначены для использования на тепловозах, в гражданском и военном судостроении, в области малой энергетики и в карьерной технике. При этом, разработав единую конструкцию, позволяющую максимально унифицировать производство, УДМЗ предлагает целую линейку двигателей с различным количеством цилиндров и мощностью от 1 до 4 тыс. кВт. В настоящий момент доля российских компонентов в производстве УДМЗ составляет около 50%. Однако к 2018 году, когда завод выйдет на полную мощность, эта доля возрастет до 80%.

«ДМ-185 по своей функциональности, параметрам экономичности и экологичности превосходят иностранные аналоги, — заявил Денис Мантуров на открытии производства. — Благодаря этому мы сможем без каких-либо потерь отказаться от использования ряда зарубежных дизелей в транспортном машиностроении, судостроении, малой энергетике».

Принтер по металлу

Важный пример инновационного продукта — 3D-принтер, печатающий металлом. Его образец создан специалистами Государственного научного центра РФ ЦНИИТМаш (входит в «Атомэнергомаш», машиностроительный дивизион «Росатома») совместно с научным дивизионом «Росатома». Устройство оснащено лазером мощностью 1 тыс. Вт и трехосевой сканирующей оптической системой. Создание с помощью 3D-принтера различных объектов путем послойного наращивания — это так называемая аддитивная технология. Такие технологии делают производство сложнопрофильных и ответственных деталей (например, лопаток для турбин) дешевле, при этом сами детали становятся качественнее, чем при механической обработке. В созданном ЦНИИТМашем принтере используется метод послойного лазерного плавления (SLM). В качестве исходного сырья используют металлические порошки на основе железа, титана, алюминия, никеля, кобальта и т. д. «Для получения равномерных слоев порошки должны отвечать определенным требованиям по сферичности и сыпучести. Чем меньше частицы, тем меньший шаг построения может быть задан и тем рельефнее будут проработаны мелкие элементы. Подходящие порошки уже выпускаются в России, поэтому зависимости от расходных материалов у нас не будет», — рассказал заместитель директора Института технологии поверхности и наноматериалов ЦНИИТМаша по планово-производственной работе Евгений Третьяков. Да и основные критичные компоненты российского 3D-принтера: лазер, механика, охлаждающие элементы и программное обеспечение — созданы на российских предприятиях. В результате цена этого принтера вдвое ниже немецких аналогов.

Освоение аддитивных технологий сейчас критически важно для российской промышленности. 3D-принтеры уже активно внедряются в ведущих мировых промышленных компаниях. Так, Boeing с помощью 3D-печати ежегодно изготавливает более 22 тыс. деталей 300 наименований для военных и гражданских летательных аппаратов. В General Electric ранее отмечали, что через десять лет половину деталей будут производить методом 3D-печати. А значит, чтобы не отстать от конкурентов, российским предприятиям, в том числе ВПК, уже сейчас необходимо внедрять ведущие мировые компетенции. И они у нас есть.