Дряхлеющей империи — достойную старость
В России Америку многие не любят. Заметное число граждан считает «вашингтонский обком» виновным в российских бедах, еще больше людей рассматривают США как стратегического соперника России. Иногда даже экзистенциального.
Если оставить в стороне эмоции и предрассудки, то можно сказать, что в конце прошлого века Америка превратилась, возможно, в самую могущественную империю в истории человечества, с наступательно тиражируемой идеологией и культурой, самой сильной армией и самой мощной экономикой. Над ее военными базами никогда не заходило солнце, а американские интересы и стремление к контролю простирались по всему миру.
Однако со второй половины 2000-х Соединенные Штаты шагнули в пучину не просто кризиса, а системного кризиса, в котором одна проблема порождает, или скорее раздувает, другую. Трудно сказать, что стало главным триггером кризиса. Возможно, поражение в Ираке и Афганистане, поколебавшее веру американцев в свою «имперскость». Или же это был экономический кризис на пару с деиндустриализацией, что резко усилило процесс обеднения белого среднего класса — опоры американской империи. Возможно, эту опору слишком сильно разбавили пришлые этноконфессиональные группы из других стран, которые в условиях засбоившего «плавильного котла» лишили страну имперской идеологии. Не исключено, что проблема в умственном и культурном обнищании элит, которые в отсутствие «советского Карфагена» и в изменившейся культурной среде не смогли дорасти до статуса управленцев империи. Но, скорее всего, триггерами послужили все причины сразу, и они поставили под вопрос само существование американской империи.
Однако, как говорил Конфуций, исполнения некоторых желаний нужно не хотеть, а опасаться. Системный кризис Соединенных Штатов ставит перед Россией ряд проблем и вызовов.
Во-первых, дестабилизация Америки автоматически приводит к дестабилизации системы международных отношений. Американцы были полицейским, которые удерживали ряд конфликтов от перерастания в полномасштабные войны. Да, в последнее время Вашингтон был неважным полицейским — сначала республиканский слон разметал все в ближневосточной посудной лавке, а затем мимо пробежал табун ослов во главе с черным вожаком, не только дотоптав остатки ближневосточной посуды, но и по касательной обрушив полки с европейским и восточноазиатским товаром.
Тем не менее само по себе наличие полицейского было крайне важным для стабильности мировой системы. Ослабление США и, как следствие, веры остальных стран мира в американское доминирование уже привело к опасной разбалансировке китайско-японских, иранско-саудовских и ряда других противоречий. И если мир лишится полицейского, то (как это всегда бывало после падения сверхдержавы — римской, французской, испанской, византийской) мир захлестнет череда конфликтов. И некоторые из которых могут включать в себя распространение, а иногда и использование ядерного оружия. А стать новым мировым полицейским ни одна из держав не может — сил не хватит.
№28-29 (995)
18 июля 2016 - 24 июля 2016 В номере: Главное Главная новость Разное Экономика и финансы Общество Культура Потребление Казахстан- Международный финансовый центр принесет Казахстану дополнительно до 1% ВВП в год
- Брексит поможет привлечь инвесторов в Астану
- Белорусским курсом
- Шанс для бюджета
- Антиамериканский госсекретарь
- Трудолюбивая Мэй построила кабинет министров на свой лад
- Франция: скорбный день июля
- Закон, перераспределяющий силу
- Дешевле и свое
- Импортировать строительные материалы в Россию стало невыгодно
- Грозное оружие для «Хаски»