Импортозамещение невозможно

Елена Игнатова
25 июля 2016, 00:00

Представители российского турбизнеса не смогли использовать «льготный» период — без турецких и египетских направлений. Открытие Турции вновь заморозит качественное развитие отечественного туризма

РИА НОВОСТИ
Российское эмбарго на организованный отдых в Турции стало жестким испытанием для экономики прибрежных отелей в Анталье

30 июня для российских туристов было вновь открыто турецкое направление, и Ассоциация туристических организаций России (АТОР) тут же спрогнозировала, что до конца сезона на турецких курортах отдохнут несколько сотен тысяч россиян. При этом в ассоциации сообщили, что это не должно создать проблем черноморским курортам и прочим российским направлениям. Однако резкого увеличения объема продаж путевок в Турцию пока не произошло. Но объясняется это отсутствием чартерных рейсов, это единственный сдерживающий фактор. Сейчас приходится летать регулярными рейсами, что значительно увеличивает стоимость путевки.

Как отмечает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, стоимость недельного тура в Турцию с размещением в трехзвездочной гостинице по системе «все включено» будет стоить от 40 тыс. рублей на человека. «После запуска чартеров цены могут упасть на 25–30 процентов, до 28–30 тыс. рублей. После снижения цены турецкое направление может ожидать взрывной спрос», — рассказала г-жа Ломидзе.

Однако, как отмечают эксперты, в ближайшее время препятствием для возобновления чартерного сообщения станет обеспечение безопасности российских пассажиров в турецких аэропортах. Проблема безопасности обострилась после очередного теракта в аэропорту Стамбула в июне. Минтранс ждет от турецкой стороны гарантий обеспечения полной безопасности российских туристов, поэтому возобновление чартерных рейсов может быть отложено.

В 2015 году, по данным турецкого министерства культуры и туризма, в Турции побывало 3,649 млн россиян, а с начала 2016 года — 138 тыс.​, что примерно на 83% меньше, чем за аналогичный период 2015 года (тогда было около 802 тыс.).

И конечно, восстановления прежних объемов турпотока в Турцию по итогам 2016 года ожидать не стоит, даже при возоб­новлении чартерных рейсов. Даже скромных ожиданий турецкой стороны, 700–800 тыс. туристов к окончанию сезона, эксперты АТОР не разделяют: по их оценкам, будет максимум 300 тыс. человек.

На фоне восстановления туристических отношений с Турцией поднят вопрос о возобновлении перелетов в Россию и Египет. 14 июля в Москве побывала парламентская делегация, которая обсудила с российской стороной — с депутатами Госдумы — восстановление авиасообщения. Однако российская сторона в ближайшее время не готова идти на решительные шаги в этом направлении. Как ранее заявлял министр транспорта РФ Максим Соколов, свои замечания по итогам последней проверки аэропортов Египта российские эксперты отправили в Каир еще в апреле и до сих пор не получили отчета. Тем не менее власти Египта не намерены прекращать попыток, и в конце июля Москву должен посетить генеральный прокурор Египта Набиль Садек, чтобы обсудить выполнение его страной мер авиабезопасности.

Продажи экскурсионных туров по России в период закрытия турецкого и египетско- го направлений не испытали взрывного роста 28-02.jpg ЕЛЕНА ПЛАТОНОВА
Продажи экскурсионных туров по России в период закрытия турецкого и египетско- го направлений не испытали взрывного роста
ЕЛЕНА ПЛАТОНОВА

Сложная конкуренция

Некоторые аналитики все же связывают задержку возобновления чартеров с намерением минимизировать негативные последствия для российских курортов. Очевидно, что турецкие власти хотят всеми силами восстанавливать туристический поток. Поэтому, по мнению многих экспертов туристического рынка, стоит ожидать демпинга на рынке авиаперевозок. В свою очередь Москва не намерена специально стимулировать турпоток. Об этом заявил постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов: «Восстановление связей будет идти постепенно. Речи о резком развороте в отношениях не идет».

В АТОР считают, что больших проблем для российских черноморских курортов «открытие» Турции не принесет, поскольку эти направления находятся в разных нишах, то есть это несопоставимые продукты.

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов тоже оптимистичен в прогнозах. Во время публичных слушаний в Общественной палате РФ, посвященных возобновлению туристических обменов с Турецкой Республикой, он сказал, что открытие Турции для российских туристов станет дополнительным стимулом повышения качества обслуживания на внутренних курортах: «Внутренний туризм конкурирует с определенным сегментом выездного. Это стимулирующий фактор для дальнейшего развития инфраструктуры наших курортов, повышения качества услуг, ведения грамотной ценовой политики», — заявил г-н Сафонов. Однако чиновник не пояснил, каким образом будет повышаться качество российских курортов и почему этого не произошло раньше, когда наши туристы могли без проблем ездить в Турцию. Как известно, закрытие для туристов Египта и Турции тоже не повлияло на ситуацию: на российских курортах просто подняли цены, и на этом все закончилось. Качественного улучшения услуг не произошло. И не ясно, почему нынешнее возвращение Турции на туррынок должно стать стимулом для реформирования системы отечественного туристического бизнеса.

Наши черноморские курорты по-прежнему не могут предложить такого же отдыха, как в Турции или Египте — несмотря на госвливания и помощь в конкуренции в виде закрытия Египта и Турции. Все это должно было дать нашим курортам возможности для завоевания турпотока, однако представители отечественного турбизнеса и региональные власти не смогли грамотно воспользоваться предоставленной форой. И складывается впечатление, что с момента закрытия египетских и турецких all-inclusive представители отечественной туристической индустрии не верили в свое счастье и попросту решили срубить денег, а дальше хоть трава не расти. Эксперты высказывают разные предположения, но многие сходятся в том, что после открытия Турции поток на российское черноморское побережье может упасть как минимум на треть. Как прогнозируют туроператоры, падение спроса на отдых, например, в Крыму продолжится и в 2017 году. Не исключено, что эта тенденция связана с тем, что проживание в гостиницах Крыма подорожало этим летом еще на 15–30%, а уровень сервиса остался на прежнем низком уровне.

До конца года Турцию посетят порядка 300 тыс. российских туристов 28-03.jpg РИА НОВОСТИ
До конца года Турцию посетят порядка 300 тыс. российских туристов
РИА НОВОСТИ

К себе не едем

По-прежнему в сложной ситуации остается и региональный внутренний туризм. Как отмечала на одном из круглых столов руководитель офиса продаж «Росс­Тура» Тамара Пан, продажи туров по России (Краснодарский край, Санкт-Петербург, Алтай, Байкал), увеличились, но проблемы остались те же, что и в прошлом сезоне. «Среди них неготовность номерного фонда объектов размещения, отсутствие инструментов продаж, низкий уровень обслуживания на российских курортах и так далее», — говорит г-жа Пан. «В развитии внутреннего туризма должны быть заинтересованы местные власти, необходима их поддержка и финансирование. Нужно готовить квалифицированные кадры для индустрии гостеприимства. За рубежом мы наблюдаем, как прак­тически любой официант может изъясняться на нескольких языках с посетителями! А в Новосибирске нет даже названий центральных станций метро и улиц на английском языке. Насильно заставлять людей отдыхать в России мы не можем, но, имея в арсенале продуманные программы, недорогие билеты туркласса, хороших гидов на местах, мы сможем постепенно обратить взор наших туристов в сторону российских курортов и достопримечательностей. К тому же зачастую отдохнуть за рубежом выгоднее, чем в России. А это, как ни крути, решающий фактор для большинства россиян», — констатирует Тамара Пан.

Но, пожалуй, основной проблемой развития внутрироссийского туризма остается транспортная недоступность. Складывается впечатление, что в этом году отечественного туриста решили «выжать» по полной, и первыми в этом списке оказались отечественные авиакомпании. Полет на черноморское побережье, хоть Краснодарского края, хоть Крыма, выливается в неподъемные суммы. Это делает развитие внутреннего туризма просто невозможным. На заграничные перелеты цена значительно ниже. К примеру, согласно данным сайта Aviasales на 15 июля, самая низкая цена перелета Москва—Симферополь составила около 10 800 рублей в одну сторону. Перелет из Москвы в Милан стоит столько же. В Прагу из Москвы можно улететь за 7600 рублей. До Мадрида 15 июля билет из Москвы стоил в пределах 14 100 рублей, а уже на следующий день можно было улететь за 6800. А, к примеру, перелет из Москва в Красноярск 15 июля стоил 19 900 рублей, и лишь в некоторые дни цена будет опускаться до 11 500. Чтобы посетить Санкт-Петербург, жителям Новосибирска придется отдать за перелет в одну сторону около 17 000 рублей (данные на 15 июля), и только в некоторые дни стоимость перелета будет снижаться до 10 400 рублей. Совсем туго приходится жителям Дальнего Востока. Перелет из Владивостока в Москву, по данным на 15 июля, приблизился к 35 000 рублей в одну сторону, минимальная цена июля — 21 000 рублей.

Курорты Кавказских Минеральных вод восстанавливают былую популярность 28-04.jpg РИА НОВОСТИ
Курорты Кавказских Минеральных вод восстанавливают былую популярность
РИА НОВОСТИ

«Увеличение количества российских туристов, приезжающих в регионы Сибири, может произойти только при дополнительном стимулировании. Поэтому в отношении въездного туризма и поез­док в Сибирь жителей центральных регионов России, прежде всего Москвы и Петербурга, я настроен скептически. Проблема в том, что высокая стоимость перелетов автоматически переводит регио­нальный турпродукт в верхний ценовой сегмент, а вот инфраструктурно обеспечить массовый поток “дорогого” туриста регион не готов», — говорит директор регио­нального информационно-аналитического центра STI (РИАЦ STI) Виталий Наумов.

Однако регионы не устают рапортовать об увеличении туристического потока. К примеру, количество туристов, приезжающих в Алтайский край, ежегодно возрастает. Если в 2013 году турпоток составил 1,6 млн человек, то в 2015 году он уже достиг 1,9 млн человек (рост почти на 20%). На рост турпотока в Алтайском крае в 2015 году повлияла в том числе переориентация потока российских туристов с отдыха на заграничных пляжных курортах на путешествия внутри страны. Согласно экспертной оценке, в 2016 году рост турпотока по сравнению с 2015 годом составит 10–15%, в количественном выражении это превысит 2 млн человек. Но вряд ли удастся сохранить этот рост в следующем году, при условии возможного открытия Египта и сохранения непосильных цен на внутрироссийские перелеты.

Горный Алтай — жемчужина Южной Сибири 28-05.jpg ЕЛЕНА ПЛАТОНОВА
Горный Алтай — жемчужина Южной Сибири
ЕЛЕНА ПЛАТОНОВА

По мнению председателя правления Регио­нального отраслевого союза туриндустрии Сибири Натальи Куцевол, многое в развитии спроса на российские курорты зависит от их информационного продвижения. «Чтобы турист поехал, нужно, чтобы он вообще об этом месте узнал, а продвижение той или иной территории силами турфирмы — это необоснованные расходы, никто этим не будет заниматься. Однако чаще всего участники рынка не понимают, как взаимодействовать по российскому турпродукту», — констатирует г-жа Куцевол.

Единственное направление, которое не испытает на себе давления внешних факторов, — санаторный отдых в Сибири. Если на остальные виды туризма спрос колеблется и никто из участников рынка не может найти пути его развития, то лечебный сегмент всегда был устойчив. Но, по большому счету, это направление нельзя в полной мере отнести к туризму, в первую очередь люди едут на лечение, и, конечно, в этом случае санатории вне конкуренции. Сейчас туризм как в Сибири, так и на остальной территории страны, развивается исключительно с установкой «и так купят»; усиливает такую позицию и всколыхнувшийся спрос на более предсказуемые внутренние направления. Главная проблема — отсутствие здоровой рыночной конкуренции, следовательно, нет борьбы за сервис и качество услуг. К тому же российский отдых дорогой, и туристу со средним достатком отдохнуть просто негде.

Ситуацию усугубляет и то, что снизился поток въездного туризма. По данным Росстата, в первом квартале 2016 года в Россию было совершено 3,48 млн въездных туристских поездок. Это на 29% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тогда к нам приехало 4,91 млн иностранцев. Соответственно уменьшилось и количество приезжающих из конкретных зарубежных стран. Так, число граждан Украины, занимающей и тогда, и сейчас первую строчку этого «рейтинга», сократилось на 245 тыс. человек — с 1,457 до 1,212 млн. А поездок из Казахстана, занимающего вторую строчку, стало меньше вдвое — 599 тыс. против 1,2 млн за аналогичный период прошлого года.

Дикий туризм: минимум комфорта, максимум драйва 28-06.jpg РИА НОВОСТИ
Дикий туризм: минимум комфорта, максимум драйва
РИА НОВОСТИ

ОЭЗ прикроют 

Многие эксперты отрасли говорят, что российский турбизнес спасет только господдержка. Однако это весьма спорно. С одной стороны, господдерж­ка, конечно, может дать существенный толчок для развития, с другой — результат это может принести лишь в том случае, если деньги будут направлены в верное русло и поддержка не будет носить точечный или хаотичный характер. Достаточно обратиться к проблеме создания особых экономических зон (ОЭЗ) в сфере туризма. В Сибири таких территорий четыре: Бирюзовая Катунь в Алтайском крае, Байкальская гавань в Респуб­лике Бурятия, Долина Алтая в Республике Алтай и Ворота Байкала в Иркутской области. И только в Алтайском крае наблюдается относительное развитие этой зоны. В самом худшем положении Байкальская гавань, при строительстве объектов этой ОЭЗ необоснованно завышались расходы на выполнение различных работ. В апреле 2014 года по фактам значительных финансовых нарушений при строительстве ОЭЗ было возбуждено уголовное дело.

Сейчас очевидно, что работа по созданию ОЭЗ как точек развития туризма провалилась. Соответственно и огромные финансовые средства, вложенные в эти мегапроекты, утекли в неизвестном направлении. Неэффективность ОЭЗ уже признали даже в правительстве. Было решено закрыть десять особых экономических зон, а оставшиеся передать в управление регионам. «Механизм ОЭЗ оказался неэффективным: на зоны потратили 122 миллиарда рублей федерального бюджета, еще около 110 миллиардов выделили регионы, а налогов получили только 23 миллиарда рублей, — сообщал замминистра экономического развития Александр Цыбульский. — При этом частные ОЭЗ успешны и без госвливаний. До конца года правительство определится, какие из особых экономических зон оказались неэффективными. Около десяти зон могут быть ликвидированы». Как стало известно, в этот список скорее всего попадут туристско-рекреационные территории. По действующему законодательству об ОЭЗ, закрыты могут быть зоны, в которые не удалось привлечь инвесторов в течение трех лет. Либо инвесторы там зарегистрированы, но бизнес не ведут и налогов не платят.

В Минэкономразвития тем не менее считают, что механизм ОЭЗ необходимо развивать, передав зоны под оперативное управление регионам. Имущество ОЭЗ также передадут регионам, сейчас идет его оценка. Кроме того, в заключаемых Минэкономразвития с субъектами федерации соглашениях о передаче полномочий по управлению ОЭЗ будет установлена финансовая ответственность в виде возврата средств в федеральный бюджет за неэффективное функционирование ОЭЗ.

В свою очередь в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическим зонами (РОСОЭЗ) нам сообщили, что развитие ОЭЗ туристско-рекреационного типа сдерживает несколько факторов: высокая зависимость от сезона; конкуренция с другими российскими и зарубежными курортами; высокие цены на железнодорожные и авиабилеты; качество развития сопутствующего сервиса и индустрия гостеприимства на прилегающей к ОЭЗ территории, включая аэропорты, автобусные и экскурсионные маршруты; наличие обученного персонала и т.д. «Кроме того, на наш взгляд, инициаторами создания отдельных ОЭЗ в лице субъектов РФ был изначально излишне оптимистично оценен потенциальный спрос со стороны инвесторов — операторов туристской инфраструктуры и соответствующий эффект от бюджетных вложений», — пояснили в пресс-службе РОСОЭЗ.

Тем не менее в Ростуризме по-прежнему настроены оптимистически: согласно прогнозу, по итогам 2016 года рост внутреннего турпотока составит порядка 15%. Кроме того, в ведомстве рассказали, что в июле стартовал новый этап информационной кампании «Время отдыхать в России». Впервые предметом продвижения стали не отдельные регионы, а межрегиональные «брендовые» национальные маршруты, расширена география проекта — в нем приняли участие более 30 регионов России. И все же получить внятный ответ на вопрос, за счет каких преимуществ будет продвигаться отечественный турпродукт, нам так и не удалось. Одного лишь информирования населения о том, какие красоты и турмаршруты есть в стране, явно недостаточно.