Магическое радио «Аэростат»

Культура
Москва, 25.07.2016
«Эксперт» №30-33 (996)
Количество выпусков программы Бориса Гребенщикова «Аэростат» перевалило за полтысячи. С момента первого выхода программы в радиоэфир прошло больше одиннадцати лет

Строгость и постоянство — вот что отличает Бориса Гребенщикова от других музыкантов при создании собственной радиопрограммы. Появление в эфире музыканта, который, вместо того чтобы играть музыку, начинает о ней рассказывать, не новость. В мировой, да и в российской практике такое случалось, и не однажды. Но редко кому удавалось превратить подобный проект в настоящее произведение искусства. На радио, где люди вынуждены заполнять своими голосами круглосуточный эфир в ежедневном режиме, это случается очень редко. Все, что происходит, происходит в прямом эфире в режиме диалога, который создает ощущение динамики и иллюзию сопричастности непрерывно развивающимся событиям. Музыкальные станции, в свою очередь, создают параллельный мир, «где нет ни времени, ни смерти, ни апреля», даря слушателям погружение в полузабытье, ощущение оторванности от реальности, пребывания в месте, где ничего не происходит, кроме вечных песен и танцев. «Аэростат» рассекает эфирное пространство между этим двумя полюсами. Если послушать любой из выпусков, то может показаться, что ничего особенного Гребенщиков не совершает. Он пишет текст и произносит его перед микрофоном. Музыка, расставленная в паузах между словами, может иллюстрировать только что сказанное, а может производить обманчивое впечатление случайного выбора. Неочевидность последовательности слов и музыки, наличие между ними смыслового зазора, как это обычно бывает в мировой культуре, всего лишь метафора, призванная спровоцировать воображение слушателя.

Столь же обманчива и простота текста. Но факт остается фактом: невероятно и порой очень причудливо метафоричный в текстах песен, поражающий своими феерическими словесными импровизациями даже в рядовых интервью, Гребенщиков перед микрофоном впадает «как в ересь, в неслыханную простоту», что в первую очередь говорит о его адекватности. На сорок с лишним минут он превращается в человека, которому есть что рассказать. Уже многие годы ему удается воплощать в себе одновременно прошлое, настоящее и будущее русской музыки. Написав несколько сотен песен, далеко не все из которых поместились на 31 выпущенном номерном альбоме и продолжают то и дело по воле случая предъявляться общественности как раритеты давно минувших дней, уже многие годы Борис Гребенщиков вместе с группой «Аквариум» совершает бесконечную гастроль по городам России и мира. Он стал свидетелем и участником зарождения русского рока — одного из самых выдающихся явлений в отечественной музыке, пережил его расцвет и его, предсказанную самим Гребенщиковым, смерть. Но самому музыканту, признанному всеми без исключения одним из лидеров отечественной рок-музыки, приведшему за собой целый ряд других выдающихся музыкантов, с ходу оценившему энергетическую мощь песен Виктора Цоя и инициировавшему его первую звукозапись, в 1990-е годы удалось выскользнуть в какое-то новое смысловое и музыкальное пространство и при этом остаться самим собой. В начале 1990-х он стал едва ли не первым русским с 1917 года, который попал за грани

У партнеров

    «Эксперт»
    №30-33 (996) 25 июля 2016
    Турецкий бунт
    Содержание:
    Республика превращается…

    Путчисты пытались убить президента Эрдогана и вернуть себе ататюрсковскую Турцию. Вместо этого они нанесли ей смертельный удар

    Экономика и финансы
    Реклама