Промышленность в июне: по-прежнему стагнация

25 июля 2016, 00:00

Росстат отрапортовал о небольшом росте промышленного производства в первом полугодии: на 0,4% к январю—июню 2015 года. Впервые с начала прошлого года квартальный индекс промышленного выпуска превысил свое значение годичной давности (+1%), причем сразу в обоих основных секторах — добывающем, где особой заминки и не было, и обрабатывающем.

В то же время анализ помесячной динамики промышленного производства после сезонной корректировки пока не позволяет сделать вывод о формировании тенденции роста.

 10-01.jpg

«Итоги июня в очередной раз не принесли заметных изменений в оценки ситуации в российской промышленности, — комментирует заведующий лабораторией исследований проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ Владимир Бессонов. — С середины прошлого года, когда завершился начавшийся зимой 2014–2015 годов спад, в промышленности наблюдается то незначительный рост, то незначительный спад. Обсуждать десятые доли роста или снижения, лежащие далеко в пределах статистической погрешности, не имеет смысла — в первом приближении имеет место стабилизация. Впрочем, можно назвать это и стагнацией. Ее причинами являются две волны значительного ухудшения условий внешней торговли с конца 2014 года, подкрепленные ограничениями спроса. Рост мировых цен на нефть остановился, реальный обменный курс рубля интенсивно растет, правительство обсуждает оптимизацию бюджетных расходов, реальные процентные ставки исключительно высоки. Все это не оставляет надежды на быстрое улучшение ситуации».

Добыча полезных ископаемых в июне выросла на 1,6% в годовом сопоставлении. Почти все опубликованные Росстатом субиндексы добывающих производств превысили свои значения годичной давности. Где-то, как в добыче газа и железной руды (+0,1 и +11,7% соответственно), из-за эффекта низкой базы. Годовой прирост добычи газа вышел в положительную область впервые с января. Притом что в целом за полгода уровень его добычи все еще остается ниже прошлогодних рекордно упавших цифр. Где-то, как в производстве нефти и угля (+0,6 и +6,9% соответственно) — из-за рекордных для постсоветского периода уровней их добычи и экспорта, поддерживаемого выросшей в результате девальвации конкурентоспособностью. Правда, рост добычи нефти все же замедлился после прироста на 4,5% в первом квартале (в годовом сопоставлении) и на 1,2% в мае.

В обрабатывающих отраслях в июне прирост оказался самым большим (+1,6%). Значительные темпы расширения сохраняет выпуск почти всех видов еды — мяса, птицы, рыбы, сыра, молока. Прошлогодние объемы впервые с начала года превысила и нефтепереработка за счет роста производства бензина и дизельного топлива и замедления темпов сокращения выхода мазута.

В производстве конструкционных материалов высокими темпами продолжает сокращаться выпуск кирпича, цемента и сборных железобетонных конструкций, отражая затухание строительных работ (кроме жилищного строительства, где ввод жилья приближается к рекордным отметкам 2014 года). Выпуск стали и проката вырос по отношению к «дну» годичной давности, но при этом производство труб оказалось почти на 18% ниже, чем в июне 2015-го.

В машиностроении выпуск легковых автомобилей в июне вновь сжимался к прошлогоднему уровню, так что по итогам полугодия — дальнейшее крутое сжатие: минус 17,9% в сравнении с первой половиной прошлого года. Но выпуск грузовых автомобилей в июне превысил прошлогодний на 21,4% и вырос за полугодие на 4,4% к соответствующим прошлогодним цифрам.

В отношении ближайшего будущего можно предположить, что продолжавшиеся на протяжении года процессы заполнения ниш на внешнем (результат повышения конкурентоспособности, вызванного девальвацией) и внутреннем (замещение импорта) рынках близки к завершению. Рост промышленного выпуска, скорее всего, будет синхронен с восстановлением спроса на внутреннем рынке. Разворот к нему, как ожидается, должен произойти до конца текущего года.