Антикризисная ответственность

Тема недели
Москва, 03.10.2016
«Эксперт» №40 (1002)

В статье «Выход из рецессии ищем на внешних рынках» (см. стр. 4) наши аналитики констатируют: возникшие было на фоне еле заметных, но вроде бы положительных сдвигов в макроэкономической статистике, появившейся в предыдущие месяцы, робкие надежды на то, что сжатие потребительского спроса остановится, рассеялись. Это означает, что владельцам и менеджерам компаний, работающих на потребительских рынках, вновь придется ломать голову над тем, какие еще внутренние ресурсы им мобилизовать, чтобы противостоять ударам кризиса.

Мы неоднократно, еще в прошлые кризисные моменты нашей изменчивой экономической жизни, писали об опыте «стойких оловянных солдатиков», ищущих и находящих инструменты не просто для борьбы за выживание, но и для развития в условиях, казалось бы, сулящих всем лишь разорение и банкротство. Они прилагали все усилия, чтобы осуществить абсолютно маниловский, на взгляд простого обывателя, лозунг, с которым носятся гуру менеджмента: кризис — это новые возможности. Какие там возможности, когда люди экономят на всем, сводя покупки к самому необходимому! Так нет же — то придумается новый необычный способ обжарки кофе, привлекающий его фанатов, то с рынка из-за санкций уйдут импортные сыры, открыв нишу для отечественных сыров с благородной плесенью, то конкурент разорится и можно быстренько занять его место на рынке.

Однако среагировать на вновь открывающиеся возможности способны лишь те, кто обладает этими пресловутыми внутренними ресурсами. Между тем в тучные годы у предпринимателей возникает соблазн ускоренного роста, многие боятся отстать от конкурентов в завоевании рынка, другие рассчитывают капитализировать и продать успешный бизнес, третьи гонятся за призрачными целями. В итоге самые неосторожные, не просчитавшие всех рисков, оказываются неподготовленными к кризисным испытаниям.

Ведь что происходит с торопыгами? Они начинают по-крупному занимать, наращивают долговые обязательства перед банками, а те, лишь только подует неблагоприятный ветер, начнут давить на бизнес, естественным образом отстаивая свои интересы и не давая никаких поблажек в связи с неблагоприятной для должника конъюнктурой. Тому приходится изымать денежные средства из схлопывающегося оборота и неоткуда взять денег на антикризисные меры — на повышение вознаграждения продажникам, на маневр со сменой поставщиков, на выход в новые ниши, на снижение маржи ради удержания покупателей. Итог — уход с дистанции.

Самое грустное, что такое случается с неплохими компаниями, появившимися на рынке с оригинальной бизнес-идеей, занявшими в свое время еще никем не занятые ниши, попавшие в точку с выбором целевой аудитории, настроенные на честное и качественное удовлетворение ее потребностей. Вот только они слегка увлеклись, потеряли чувство реальности, которое должно было подсказать им, что тучные времена не будут длиться вечно, позволили себе чуточку безалаберности. Короче говоря, пусть даже на минуту очутились во власти эйфории от успехов, забыв о скучном чувстве ответственности перед сво

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (1002) 3 октября 2016
    Черная полоса ритейла
    Содержание:
    Кризис снова пришел за агрессивными

    Неуемное стремление к экспансии на заемные средства привело к обвальному падению нескольких, казалось бы, крепких торговых сетей

    Специальный доклад
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Политика
    Потребление
    Реклама