Бедный, бедный коллектор

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура журнала «Эксперт»
3 октября 2016, 00:00

Шестого октября в прокат выходит фильм «Коллектор», посвященный нелегкой судьбе сборщика долгов

ALL MEDIA

Главную и, по сути, единственную роль в нем играет Константин Хабенский, и это заранее обозначает позицию, которую занимает главный герой в борьбе добра со злом. Он часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. На пресс-конференции, посвященной выходу фильма, актера и режиссера упрекнули в чрезмерной снисходительности к своему герою и в преподнесении его почти положительным персонажем: ведь они отвели ему центральное место в этой истории и позволили таким образом оправдаться во всех неблаговидных поступках. На упреки Хабенский отреагировал резко: «Что такого делает мой герой? Он всего лишь добивается выплаты долгов. А разве не отдавать долги — это хорошо?» Герой Хабенского вымогает деньги телефонным шантажом. Он звонит неплательщикам и, жонглируя фактами из их неблаговидной личной жизни, добивается того, что долг возвращают даже те, кто находится на грани жизни и смерти.

Хабенский делает образ коллектора максимально нейтральным. Он не воспроизводит какую-нибудь одну характерную для таких людей интонацию. Удивительно, но у его героя нет и специфических особенностей поведения, которые должны были выработаться в результате его деятельности, ведь сосредоточенность исключительно на темной стороне человеческой жизни накладывает отпечаток на личность. Перед нами скорее сам Хабенский, очень похожий на того, каким он бывает вне сцены и съемочной площадки, просто севший на один день в офис коллектора. По сюжету герой неожиданно для себя выясняет, что компромат собирает не только он, но и его жертвы, а поскольку его совесть чиста, компромат им приходится фальсифицировать. Но, что удивительно, все с ходу верят этой фальшивке. Моментально поднимается волна возмущения — о ее силе мы можем судить только по звонкам, на которые приходится отвечать запертому в своем кабинете главному герою. Ей поддаются все без исключения, не пытаясь выяснить, кто же на самом деле виноват.

И вот уже мы поневоле начинаем сочувствовать коллектору, а вовсе не его подопечным, которых назвать жертвами язык не поворачивается: сами во всем виноваты — долги нужно отдавать. Тут еще выясняется, что по пути на работу коллектор подбирает собачку, сбитую машиной, везет ее в ветеринарную лечебницу и даже оплачивает операцию, а потом еще одну. Выясняя, кто его подставил с компроматом, коллектор попутно ведет переговоры с очень доброй сотрудницей ветеринарной лечебницы: а не стоит ли ему не просто вылечить брошенную собаку, но взять ее к себе домой. Мораль, которой предлагает внять автор сценария и режиссер Алексей Красовский, очевидна: нет плохих профессий, даже в самом неприятном человеке можно обнаружить что-то хорошее. Надо отдать ему должное: несмотря на минимальные выразительные средства, которые были в его распоряжении (почти все действие фильма происходит в одной комнате, диалоги герой ведет исключительно по телефону), он справился с задачей рассказать увлекательную историю. Придуманный им финал вызывает по-настоящему сентиментальные чувства.

Главную победу Красовский и продюсеры фильма одержали в тот момент, когда им удалось заполучить согласие Константина Хабенского участвовать в нем. Едва ли кто-нибудь еще из отечественных актеров обладает способностью удерживать зрительское внимание на протяжении 75 минут — пока длится фильм. Если бы в главной роли был занят другой актер, пусть не менее талантливый и даже, может быть, более органичный в этой роли, лента могла бы претендовать в лучшем случае на телевизионную премьеру. Хабенский же, за которым и в самом деле интересно наблюдать, делает из фильма шоу, достойное хотя и не самого широкого, но все же кинопоказа. Картина сделана без участия государственных денег, что можно отнести к числу ее несомненных достоинств и что показывает нам: русский кинематограф может существовать и в таком формате. Эта камерная работа не соперник в прокате «Дуэлянту», но она способна внести некоторое разнообразие в палитру репертуара отечественных кинотеатров.