Кризис снова пришел за агрессивными

Тема недели
Москва, 03.10.2016
«Эксперт» №40 (1002)
Неуемное стремление к экспансии на заемные средства привело к обвальному падению нескольких, казалось бы, крепких торговых сетей

В конце сентября липецкий арбитражный суд начал процедуру банкротства ООО «Планета Строй», юридического лица популярной торговой сети товаров для дома «Уютерра», в свое время намеревавшейся встать в один ряд со шведской Ikea. Ранее в СМИ писали о банкротстве лидера обувного ритейла в нижнем ценовом сегменте компании «Центробувь» и обувной же сети Carlo Pazolini, популярной у потребителей сегмента «средний плюс».

Множащиеся сообщения о предбанкротном состоянии или банкротстве торговых сетей, еще совсем недавно казавшихся успешными и крепко стоящими на ногах, способными пережить кризисную ситуацию на потребительских рынках, вызывают стойкое чувство дежавю. В кризис 2008–2009 годов вдруг одна за другой посыпались региональные продуктовые торговые сети — «дочки» калининградской «Вестер» в Центральной России, «Провиант» в Старом Осколе, «В двух шагах» в Ростовской области и другие, до этого весьма агрессивно растущие и не дававшие поводов ожидать столь бесславного конца. Тем более что выглядело их агрессивное поведение вполне резонным. К тому моменту федеральные сетевики уже некоторое время проводили курс на захват регионов, и локальные ритейлеры естественным образом стремились противостоять им в конкурентной борьбе. А для этого им надо было нарастить мускулы — стать как можно больше. Способствовал осуществлению этих планов и потребительский бум, предшествовавший кризису, — грех было бы не оседлать эту волну.

Однако финансовые ресурсы, поддерживающие агрессию, были заемными. Так что в кризис эти сети вошли с огромными долгами перед банками, за что и поплатились. Многие из их более медлительных коллег, предпочитавших не рисковать и сделавших ставку преимущественно на органический рост, сохранили свои позиции, приняв антикризисные меры: снижение расходов пересмотр ассортиментной матрицы, совершенствование учета и контроля. А у наших антигероев просто не оставалось поля для маневра: банки давили, для расплаты с ними сетям приходилось изымать деньги из оборота, наращивая задолженность уже перед поставщиками. И это совершенно подкосило их бизнес.

Истории успеха

Самое обидное, что до последнего момента ритейлеры, которые сейчас банкротятся, были яркими игроками на сетевом непродовольственном рынке и демонстрировали неординарные подходы к его освоению.

Основанная в 2004 году в Липецке сеть «Уютерра» одно время числилась среди компаний-«газелей» по версии «Эксперта», то есть росла более чем на 30% в год. Когда во время кризиса 2008–2009 годов многие локальные операторы магазинов в сегменте «товары для дома» начали испытывать трудности, у «Уютерры» нашлись резервы для количественного скачка: в 2009 году она поглотила аналогичную сеть в Новосибирске, удвоив число магазинов, и расширила сеть и в центре России, приобретя помещения разорившихся игроков рынка.

Параллельно менялось и позиционирование. Первоначально магазины «Уютерры» напоминали советские хозяйственные — без какой-либо концепции, просто набитые «всем для дома». Но выйдя за пределы своего родного гор

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (1002) 3 октября 2016
    Черная полоса ритейла
    Содержание:
    Кризис снова пришел за агрессивными

    Неуемное стремление к экспансии на заемные средства привело к обвальному падению нескольких, казалось бы, крепких торговых сетей

    Специальный доклад
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Политика
    Потребление
    Реклама