Наторговались, расходимся
Инициатива ЦБ по ограничению доступа физлиц на фондовый рынок вредна не только для самого рынка и для российской экономики — она законсервирует несправедливую систему, в которой люди ограничены в заработках, но не ограничены в потерях

Не имея то ли компетенций, то ли желания защищать частных инвесторов на фондовом рынке, Банк России решил применить инновационный метод и в принципе ограничить доступ частников на биржу. Предполагается, что с 2018 года «физики» с суммой на счету менее 400 тыс. рублей должны будут согласовывать покупку акций и облигаций (кроме ОФЗ) с независимым финансовым советником. Частные трейдеры с суммой менее 1,4 млн рублей не смогут совершать сделки с фьючерсами и опционами.
Речь идет о «дорожной карте» по совершенствованию защиты прав инвесторов на финансовом рынке — она будет разработана Банком России уже в октябре. В ее основу лягут указанные выше предложения по разделению частных инвесторов на три группы — неквалифицированных, квалифицированных и профессиональных — с сопутствующими серьезными ограничениями. Эти предложения уже встретили бурное сопротивление профучастников фондового рынка и самих частных инвесторов — и на словах Банк России обещает прислушаться к замечаниям, а что выйдет на деле, мы увидим совсем скоро.
Презентация идей Банка России вызывает смешанные чувства — смесь умиления и ярости. Банк России делит «проблемы в сфере инвестиционной деятельности» на две группы — со стороны инвестора и со стороны финансовых организаций. Проблем у самого Банка России, который не способен заставить эмитентов и брокеров выполнять требования закона, а также вообще не видит теневого финансового рынка в виде форекс-кухонь, ростовщиков и пирамид, видимо, нет.
Неквалифицированные инвесторы, по словам Банка России, жалуются на то, что им «доступен обширный перечень сложных инструментов, рискованность вложений в которые не всегда может быть ими объективно оценена», на непонимание самих рынков и рисков торговли с левериджем. «Неквалифицированные инвесторы… приобретая финансовые продукты, часто не могут понять их суть и оценить их риски, а финансовые институты с целью извлечения прибыли предлагают продукты без учета индивидуального подхода каждому клиенту. …У потребителей формируется негативный опыт и, как следствие, недоверие к финансовому рынку в целом. …Ограничения на приобретение неквалифицированными инвесторами высокорисковых финансовых инструментов направлены на повышение их доверия к финансовым рынкам и увеличению притока средств частных инвестиций», — говорится в докладе Банка России.
К этой фразе стоит присмотреться повнимательнее, так как в ней содержится сразу несколько теоретически правильных идей, вывернутых наизнанку. Во-первых, индивидуального подхода к мелкому частному инвестору быть не может в принципе — это противоречит логике любого массового продукта. Для частников, которые не располагают большими суммами и не хотят самостоятельно разбираться в фондовом рынке, давно придуманы коллективные способы инвестиций — паевые и пенсионные фонды. (Кстати, представители паевых и пенсионных фондов поддерживают предложения ЦБ по понятным причинам. Однако не секрет, что на рынке НПФ уже сложилась олигополия и пенсионные деньги часто вкладываются в проекты владельцев этих фондов, а российские ПИФы так и не показали убедительного умения управлять деньгами и по-прежнему взимают неадекватные комиссии.) Некий финансовый советник, который будет давать частным неквалифицированным инвесторам якобы адекватный индивидуальный совет, — утопия, которая обернется просто дополнительными комиссиями для самого инвестора.
№40 (1002)
3 октября 2016 - 9 октября 2016 В номере: Главное Разное Русский бизнес Специальный доклад Экономика и финансы Частные инвестиции Наука и технологии Политика Культура Потребление Повестка дня- Выход из рецессии ищем на внешних рынках
- Коротко
- Любовь к эффективному госуправлению
- Стратегия унижения России
- Deutsche Bank вышел из доверия
- Космические амбиции
- Черное незолото