Сжижать по-русски

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги журнала «Эксперт»
3 октября 2016, 00:00

Производитель оборудования для заводов СПГ «Криогенмаш» активно развивает экспорт. Но самый перспективный рынок для него — российский

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕДПРИЯТИЕМ «КРИОГЕНМАШ»
Малотоннажный завод СПГ в китайском Юйлине, провинция Шэньси

Среднее по российским меркам предприятие «Криогенмаш» (входит в группу ОМЗ Газпромбанка) строит «под ключ» заводы по разделению и сжижению газов. Пример: металлургам необходим чистый кислород, и цех разделения воздуха, который его производит, должен быть при каждом комбинате. Другой пример: строителям космических ракет нужен жидкий водород. Медикам — гелий. Во всех этих случаях компетенций «Криогенмаша» достаточно, чтобы поставить необходимое оборудование и собрать установку, получающую и сжижающую газ. У компании есть компетенции для того, чтобы «вырастить» завод СПГ от технико-экономического обоснования до строительства «под ключ». Сейчас экспорт «Криогенмаша» составляет в основном специальное оборудование — на внешних рынках предпочитают обходиться в проектировании и строительстве своими силами.

Шестьдесят пять лет предприятие строило эти установки для нужд советской, а потом российской промышленности, оборонки, космоса. Однако времена меняются, и сейчас «Криогенмаш» активно осваивает сферу ТЭК. Его компетенции пригодились и в индустриализирующемся Китае. Хотя доля поставок в Китай не превышает четверти всех экспортных поставок «Криогенмаша», за последние годы предприятие поставило в КНР больше двух десятков установок для производства сжиженного природного газа (СПГ) производительностью от 0,3 до 3 тонн СПГ в час. Есть перспективы для таких заводов и в России — правда, пока наш рынок мало- и среднетоннажных заводов СПГ на порядок меньше китайского. Здесь «Криогенмашу» придется побороться с американскими, европейскими и азиатскими производителями.

 

Голубой, жидкий, перспективный

 

Мировой рынок СПГ находится в состоянии активного роста. Еще бы: трубный газ — удовольствие не из дешевых, дороже всего магистральные трубопроводы высокого давления. Вокруг них — существующих и планируемых — идут баталии, достаточно вспомнить многострадальные «Северный поток — 2», «Турецкий поток» и «Южный поток» «Газпрома». Не меньше проблем и с газораспределением. Газопроводы, доставляющие газ от магистрали до дома, тоже недешевое удовольствие. Мало того, что для такого газопровода необходимо выстроить инфраструктуру, так еще и нужно местами переложить коммуникации и оформить землеотвод. В итоге километр распределяющего газопровода может стоить десятки миллионов рублей.

Альтернатив трубному газу немного — это сжиженный углеводородный газ (СУГ), сжиженный природный газ (СПГ) и компримированный природный газ (КПГ). Преимущества этих способов транспортировки газа — мобильность и возможность привлечения все новых и новых клиентов (что сложно при транспортировке газа через дорогостоящую трубную инфраструктуру).

СУГ — в основном смесь пропана и бутана. Особенности этих газов в том, что при невысоком давлении или относительно невысокой отрицательной температуре они переходят в жидкое состояние. Благодаря этим свойствам такую газовую смесь активно применяют в промышленности и в быту уже более полувека. При сжатии СУГ уменьшается в объеме в 250–270 раз, что позволяет транспортировать его на удаленные расстояния. Минус в том, что пропан и бутан — это ценное сырье для производства пластмасс и растворителей, и такое его использование могло бы обеспечить куда большую прибыль, чем простое сжигание в топке. Кроме того, пропан-бутан токсичен и тяжелее воздуха. Это создает дополнительные проблемы в плане безопасности.

В основе СПГ и КПГ лежит метан — самый простой и дешевый природный газ. Его цена вдвое ниже пропан-бутановой смеси. Компримированный газ — это газ, сжатый под давлением 200–220 атмосфер и уменьшившийся в объеме примерно в 200 раз. А вот при сжижении (использовании технологии СПГ) объем газа падает в 600 раз, что делает его транспортабельнее СУГ и КПГ. В итоге современный тренд газовой промышленности —строительство заводов по отгрузке и приемке СПГ и активное внедрение сжиженного метана на транспорте и в быту. Хотя стоит отметить, что в технологии производства СПГ есть ряд существенных минусов, главный — метан переходит в жидкое состояние при температуре минус 161 градус по Цельсию. Чтобы охладить газ до такого состояния, требуется сложное оборудование.

Вообще, технология СПГ появилась в середине XX века для доставки природного газа из Алжира во Францию или из США в Европу. В нашей стране к этой технологии долго относились недостаточно серьезно, так как традиционно предпочтение отдавалось трубному газу. В итоге в технологиях СПГ наша страна находится в положении догоняющей: практики строительства крупнотоннажных проектов в СПГ на российском оборудовании до сих пор нет. Хотя с точки зрения разработки технологий и научных открытий, которые легли в основу технологии СПГ, Россия всегда была впереди.

Можно выделить три технологии производства СПГ — эжекторно-дроссельная, с внешним азотным циклом и на смешанном хладагенте. На практике эжекторно-дроссельная технология используется для малотоннажных установок (до 3 тонн СПГ в час), на базе азотного холодильного цикла можно строить установки производительностью от 4 до 100 тонн СПГ в час (среднетоннажные). На смешанном хладагенте возводят крупнотоннажные СПГ-заводы (например, «Ямал СПГ», где должно производиться 650 тонн СПГ в час).

Главный вопрос применяемых технологий — энергоэффективность. Чем масштабнее производство, тем меньше энергии на единицу продукции оно использует, что обеспечивает экономичность производства. При этом заводы с применением хладагентов капризны и требовательны к инфраструктуре — например, скачки напряжения или давления в трубопроводе, изменение состава газа способны на несколько часов вывести линию из устоявшегося экономичного режима работы. Эжекторно-дроссельная технология энергозатратнее азотной и технологии на смешанном хладагенте, однако намного проще в эксплуатации, и выход установки на рабочий режим занимает всего 20–30 минут. Этот нюанс крайне важен для стран с проблемной инфраструктурой, то есть для развивающихся экономик — России, Китая, стран Африки и Азии.

Для каждого рынка сбыта СПГ подходит своя технология сжижения. Крупнотоннажные заводы СПГ построены в основном для глобального рынка. Такие предприятия стоят на берегу моря и закачивают СПГ в крупные танкеры-газовозы, которые перевозят газ к заказчикам морем. Основные потребители газа с крупнотоннажных заводов — Япония, Китай, Корея, Франция, Испания и Португалия.

Малотоннажные СПГ-заводы рассчитаны на локальный спрос, газ с них — превосходная альтернатива бензину и дизелю в качестве моторного топлива (в этом случае газ оказывается вдвое дешевле традиционного топлива). СПГ с таких заводов также отлично подходит для бытовых нужд — особенно это актуально для малонаселенных территорий. «За счет СПГ можно, например, решить проблему со снабжением газом небольших населенных пунктов и удаленных инфраструктурных объектов. Так, строительство хранилища на 250 кубометров СПГ, или около 150 тысяч кубометров обычного газа, обойдется примерно в 40 миллионов рублей. Оно позволит на месяц обеспечить топливом небольшой поселок в одну-две тысячи домов», — рассказал генеральный директор «Криогенмаша» Михаил Исполов.

СПГ еще и отличное решение для перевода котельных с дизельного топлива на природный газ — это не только экологично и удобно с точки зрения хранения резервного запаса, но и дает до 30% экономии, особенно в регионах с холодным климатом, где дизтопливо нужно в зимний период подогревать или использовать его специальные сорта.

Инфраструктура потребления СПГ помимо хранилищ или заправок также включает в себя криогенные транспортные емкости — метановозы (для малотоннажных СПГ это полуприцепы), которые доставляют газ от заводов-производителей до потребителей.

Российский ожижитель на китайском заводе 24-02.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕДПРИЯТИЕМ «КРИОГЕНМАШ»
Российский ожижитель на китайском заводе
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕДПРИЯТИЕМ «КРИОГЕНМАШ»

 

Китайское замедление

 

Сегодня самый большой рынок малотоннажных СПГ-заводов — Китай. Тут находится практически половина всех мало- и среднетоннажных СПГ-заводов мира — более 260. Они построены на сырьевой базе небольших месторождений, а также перерабатывают метан угольных пластов. Сжиженный газ покупают промышленные предприятия, транспортные компании для грузовиков, муниципалитеты — для снабжения газом населенных пунктов. И пока нефтяная конъюнктура позволяла, рынок малотоннажного СПГ рос как на дрожжах. Средняя стоимость строительства мини-завода СПГ в Китае составляла 10–15 млн долларов, и такая стройка окупалась в срок от двух с половиной до пяти лет.

Сердце любого завода СПГ — ожижитель, установка, превращающая непосредственно газ в жидкость. «Китайцы смогли освоить выпуск всего — компрессоров, очистки, хранения. Однако ожижители нужного качества у них пока не всегда получаются», — говорит Михаил Исполов. В итоге «Криогенмаш» за последнее десятилетие стал значимым поставщиком ожижителей на китайский рынок: доля российского предприятия выросла до 15% китайского рынка малотоннажного оборудования СПГ, а это почти 7% мирового. «Криогенмаш» поставил в Китай более 20 ожижителей для заводов СПГ.

Но сейчас ситуация на китайском рынке СПГ напряженная. Цены на нефть упали, а вслед за ними и цены на бензин и дизель. Преимущества СПГ померкли, и спрос на продукцию пошел вниз. Лишние мощности привели к демпингу, в итоге часть построенных СПГ-заводов простаивает. Однако китайская экономика продолжает, пусть и медленно, расти, и перспективы у СПГ в целом тут неплохие — достаточно вспомнить, что китайский автомобильный рынок — крупнейший в мире и тоже продолжает расти. Так что постепенно спрос на СПГ восстановится. Тем не менее пока у «Криогенмаша» нет заказов на строительство новых заводов СПГ в Китае.

 

Сжижать в России

 

Теперь «Криогенмаш» активно ищет заказчиков на других рынках — в частности, в Нигерии, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме. Спрос может появиться и в России. При этом внутри страны «Криогенмаш» вполне может стать не просто поставщиком оборудования и элементов завода, а генеральным подрядчиком, строящим СПГ-заводы «под ключ». Все стройки крупнотоннажного СПГ в нашей стране (проекты «Сахалин-2», «Ямал СПГ» и др.) пока целиком и полностью зависят от западных технологий, оборудования и компетенций. Тогда как все это теоретически может разработать «Криогенмаш». Пока реализованных крупнотоннажных СПГ-заводов на российских технологиях нет, хотя за экспортом СПГ — глобальное будущее газовой отрасли.

Что касается малотоннажных СПГ-заводов в России, то их сейчас относительно немного, несмотря на то что потенциальный рынок СПГ в нашей стране с ее климатом и отдаленными на сотни километров от больших городов населенными пунктами колоссальный. Достаточно вспомнить Мурманскую область, проблемы газификации которой до сих пор не решены: дома отапливаются мазутом, углем и дровами. По словам Михаила Исполова, развитию СПГ в стране также мешает зарегулированность внутреннего рынка газа, когда цены на него устанавливает государство в виде региональных энергетических комиссий. Другая проблема — отсутствие законодательного понятия СПГ, нехватка стандартов и технических регламентов. Третья проблема — нормы безопасности, которые в России намного жестче американских, европейских и китайских. В итоге завод, который в КНР стоит 10 млн долларов, в России будет стоить 15–20 млн долларов. Сложность решения всего комплекса задач по строительству малотоннажного завода СПГ отпугивает заказчиков в России: по статистике «Криогенмаша» из двух сотен запросов на поставку оборудования СПГ в год «выстреливает» не более 2%.

Тем не менее кое-где малотоннажные СПГ-заводы в нашей стране строятся: так, в Калининграде небольшая установка дочки «Газпрома» — «Газпром газомоторное топливо» — производит СПГ для газификации региона и поставки СПГ в соседние страны. Другой пример — также нацеленный на экспорт «Криогаз-Псков», его небольшая установка в Псковской области поставляет СПГ в Эстонию и Польшу. Кроме того, спрос на сжиженный газ демонстрируют суда Балтийского моря: ужесточение экологических норм на Балтике заставляет судовладельцев искать альтернативу мазуту и дизелю. Развивает тему СПГ и компания РЖД, впервые в мире создавшая газотурбовоз на природном газе, — в компании видят перспективы этого вида транспорта на неэлектрифицированных железнодорожных линиях.

 

Пекин—Юйлинь—Москва

Российский производитель оборудования для работы с газами

У истоков «Криогенмаша» стоял академик Петр Капица — родоначальник криогенной техники в СССР. На базе ряда научных предприятий в 70-е годы прошлого века был создан Балашихинский машиностроительный завод (БМЗ), ныне «Криогенмаш». В настоящее время компания объединяет профильные активы, основные из них — машиностроительный завод «Криогенмаш» и специализированный проектный институт «Гипрокислород».

В 2000-е «Криогенмаш» вошел в состав Объединенных машиностроительных заводов (ОМЗ) группы «Газпромбанк». Была произведена полная модернизация предприятия. Консолидированная выручка компании сейчас составляет 4,7 млрд рублей, 40% продукции идет на экспорт. Основными конкурентами компании как на внутреннем рынке, так и на внешних, выступают французская Air Liquide, немецкая Linde, итальянская SIAD, американская Praxair.