В булочную на такси

Русский бизнес
Москва, 03.10.2016
«Эксперт» №40 (1002)
Конфликт, разразившийся на днях в Москве между водителями такси и интернет-агрегатором «Яндекс. Такси», в очередной раз поднял вопрос о необходимости регулирования деятельности интернет-агрегаторов, которые начинают играть важную роль во многих сферах услуг

ТАСС

В конце сентября сервис «Яндекс. Такси» в очередной раз понизил цены: стоимость минимальной поездки по городу у этого ведущего агрегатора услуг такси теперь сокращена вдвое: если раньше в тарифе «Эконом» она составляла 199 рублей, то теперь упала до 99 рублей. Таксисты возмущены, они попытались объявить забастовку. Некоторые водители приехали протестовать к офису крупнейшей российской интернет-компании, где были разогнаны полицией.

 

Водители недовольны

 

Забастовка таксистов должна была состояться на прошлой неделе, с 23 по 26 сентября. Но широкого размаха акция не получила. Часть водителей поддержала бойкот, но основная масса — нет.

В один из дней предполагаемой забастовки вызываю в приложении «Яндекс. Такси» машину по новому минимальному тарифному плану, чтобы проехать пару кварталов в центре города. Уже через три минуты подъезжает водитель Мурад на новом Hyundai ix35.

«Не поддерживаете забастовку? Вы не против нововведений “Яндекса”?» — спрашиваю водителя. «То, что творит “Яндекс”, — это возмутительно. Забастовку буду поддерживать, но потом», — говорит Мурад. Он приехал из Азербайджана, работает в такси на собственной машине более четырех лет и говорит, что новое снижение цен губит весь его бизнес. «Чтобы взять людей по новому тарифу, часто приходится ехать за несколько километров. Бывает, что люди на остановках объединяются, им теперь выгоднее ехать на такси, чем ждать автобуса. А нам работать становится совсем невыгодно. Все кругом дорожает: машины, страховка, топливо, штрафы. А “Яндекс” не только опускает минимальную цену, но и поднимает проценты — теперь я плачу ему более 20 процентов от цены заказа. Хорошо у меня есть дополнительная работа. Такси у меня как подработка. Только на такси теперь не выжить», — возмущается водитель.

Представители «Яндекса» не согласны с подобными обвинениями. «Эти изменения тщательно подготовлены, просчитаны и протестированы с точки зрения интересов как пользователей, так и водителей. Прежде, чем вводить новый минимальный тариф, мы проводили консультации с водителями и с партнерскими таксопарками, — заявила “Эксперту” Элина Ставиская, пресс-секретарь “Яндекс. Такси”. — В течение предыдущих пяти месяцев в “Яндекс. Такси” в Москве работал тариф “Экспресс” с теми же условиями, что сейчас в новом “Экономе”: 99 рублей за первые два километра и далее по девять рублей за километр и за минуту. Отличие было лишь в том, что “Экспресс” работал только в часы пониженного спроса, то есть днем и глубокой ночью. За эти пять месяцев в системе в полтора раза увеличилось число коротких поездок длительностью до пяти минут, а также в полтора раза увеличилось число заказов на каждого водителя. Это значит, что водители успевали за смену сделать больше заказов, то есть их доход не уменьшился, а у некоторых даже увеличился. Что касается сообщений о забастовках, это обычная реакция на любые изменения, независимо от того, плохие они или хорошие».

Действительно, в России время от времени таксисты бурно выступают против агрегаторов. Тольк

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (1002) 3 октября 2016
    Черная полоса ритейла
    Содержание:
    Кризис снова пришел за агрессивными

    Неуемное стремление к экспансии на заемные средства привело к обвальному падению нескольких, казалось бы, крепких торговых сетей

    Специальный доклад
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Политика
    Потребление
    Реклама