Минус дюжина

Русский бизнес
Москва, 17.10.2016
«Эксперт» №42 (1004)

Голландский пивной гигант Heineken останавливает производство в своем калининградском филиале — компании ПИТ. Завод, построенный еще в начале прошлого века и принадлежащий последнее десятилетие «Объединенной пивоварне Хейнекен», прекращает выпуск пива с начала следующего года. В управляющей компании это решение называют вынужденным, поскольку за последние два-три года производственные мощности калининградской пивоварни, рассчитанные на 1 млн гектолитров в год, были загружены менее чем на 20%. Положение на остальных семи предприятиях группы, где сегодня работает около двух тысяч человек, тоже не блестящее. Объем производимой продукции примерно в два раза меньше заводских возможностей. И такая ситуация типична для отрасли в целом, которая страдает и от резкого снижения покупательской способности, и от ужесточения ограничительных мер в отношении пивоваров. «Регулирование в пивоваренной промышленности стало просто удушающим, оно очень негативно сказывается на наших показателях, — говорит представитель Heineken Кирилл Болматов. — Например, объем рынка за последние восемь лет сократился на 35 процентов, до 76 миллионов гектолитров в натуральном выражении». Продолжает снижаться и потребление пива. Если в 2008 году россияне выпивали по 77 литров в расчете на человека в год, то в 2015-м — только 50 литров. И это не удивительно. Рекламу пива резко ограничили, время продаж сократили, а мелкую торговлю фактически закрыли. Введение ЕГАИС увеличило и без того растущую себестоимость продукта. А акциз и вовсе растет как на дрожжах. С 2008 года он увеличился в семь раз: с 3 до 20 рублей за литр. В 2017 году этот сбор вырастет еще на рубль. Очень плохо на рыночной ситуации отразится и запрет на продажу пива в пластиковой таре из полиэтилентерефталата объемом более полутора литров, вступающий в силу со следующего года.

«Чем так страшен пластик, никто объяснить так и не смог. Обвинения против него выдвигались самые разные. Говорили, что он химически вреден, разрушает природу, что в такой большой упаковке очень много алкоголя. Мы доказали, что все это не так, что этот материал широко применяется в медицине. Но нас не послушали», — рассказывает Кирилл Болматов.

Действительно, все эти нововведения якобы продиктованы борьбой за здоровый образ жизни. Тем более что чиновники постоянно заявляют, что спрос надо смещать с крепкого алкоголя на слабый. Но на деле получается иначе.

«Еще два года назад все призывали сделать слабоалкогольные напитки более доступными. Теперь же одно министерство предлагает уменьшить акцизы на водку, чтобы снизить минимальную цену со 190 до 136 рублей за бутылку. Другое ведомство призывает повышать акцизы на пиво, а также на медовуху и сидр. В два раза предлагается увеличить акцизы и на вино. То есть внятной алкогольной стратегии у властей нет. Просто давят со всех сторон. А мы как руководители предприятий даже не имеем понятия, какой еще финт выкинет очередное министерство», — недоумевает первый вице-президент комбината «Очаково» Владимир Антонов.

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (1004) 17 октября 2016
    Африканская чума
    Содержание:
    Холодный тактический мир

    Россия и Турция взяли курс на восстановление отношений. Стороны не доверяют друг другу, но у них много проблем, решить которые можно лишь через взаимное сотрудничество

    Повестка дня
    Главная новость
    Потребление
    Реклама