Теория новой Думы

Политика
Москва, 17.10.2016
«Эксперт» №42 (1004)
Депутаты Государственной думы седьмого созыва в большей степени ответственны перед избирателем, чем предшественники, а потому обречены на большую самостоятельность в системе взаимоотношений ветвей власти

ТАСС/ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

Государственная дума меняется без раскачки сегодня и сейчас. Сигналы, которые идут из парламента после первых недель работы, позволяют предположить не косметические, а качественные и системные изменения. Чего стоит хотя бы предложение «Единой России» внести поправки в регламент и прекратить практику передачи голосов отсутствующих депутатов однопартийцам. «Люди доверили конкретному депутату представлять их интересы, и депутат несет ответственность за принимаемые решения. Избиратель в Смоленской области не голосовал за депутатов, избранных, например, от Новосибирской области. Если человек отсутствует на заседании, он не может принимать участие в голосовании, и сделать за него этого никто не может», — заметил секретарь генсовета партии Сергей Неверов.

Это не популизм. Меняется график работы Госдумы, в результате чего должен упорядочиться весь процесс депутатской деятельности. Прошлый созыв две недели из месяца проводил на пленарных заседаниях (по три в неделю), одну неделю уделял работе в регионах, и одна отводилась на комитетскую работу. Однако комитеты, в которых, собственно, и рассматриваются законопроекты перед голосованием, как правило, заседали посреди пленарной недели. В итоге законодательные инициативы изучались поспешно и принимались скопом, подчас сразу в нескольких чтениях, что в итоге и породило обидную для парламента кличку «бешеный принтер».

По новому графику пленарные заседания растянуты на три недели (по два в неделю). Это даст возможность подходить к рассмотрению законопроектов взвешенно и не торопиться с их принятием. Кроме того, появится время на более тесную коммуникацию с экспертным сообществом при обсуждении инициатив. Отчасти это уже происходит в рамках рассмотрения бюджета на 2017 год. Стало понятно, что принимать документ просто по указке правительства не будут. Спикер Госдумы Вячеслав Володин (его можно считать главным вдохновителем вышеперечисленных новаций) недвусмысленно заявил: «Парламентские слушания показали, что предлагаемые направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на сегодняшний день <…> не являются достаточными, чтобы решить задачи, стоящие перед страной». И добавил: «Есть предложение продолжить работу по вопросу, который мы обсуждали в ходе рассмотрения проекта федерального закона о бюджете, так мы сможем с вами проанализировать, насколько нашли отражение рекомендации парламентских слушаний, и повлиять на те вопросы, которые будут не решены».

Журнал «Эксперт» уже высказывал уверенность, что от нового созыва Госдумы следует ожидать системных изменений в депутатской работе и нового качества отношений, прежде всего с кабинетом министров. О том, какие новации в политической системе страны предопределили такой разворот, рассказывает политолог Алексей Зудин, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований.

— Спикером Государственной думы седьмого созыва стал Вячеслав Володин, политик и чиновник в одном лице, главный куратор большой политической реформы от

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (1004) 17 октября 2016
    Африканская чума
    Содержание:
    Холодный тактический мир

    Россия и Турция взяли курс на восстановление отношений. Стороны не доверяют друг другу, но у них много проблем, решить которые можно лишь через взаимное сотрудничество

    Главная новость
    Потребление
    Реклама