Железнодорожникам пора брать пример с дальнобойщиков

Повестка дня
Москва, 17.10.2016
«Эксперт» №42 (1004)

ТАСС

Президент холдинга «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров заявил, что объем погрузки на сети компании по итогам этого года вырастет на 1% и достигнет 1226,6 млн тонн. Основания для таких ожиданий есть. Ведь по итогам первых трех кварталов этот показатель вырос на 1,3% к аналогичному периоду предыдущего года, до 911,6 млн тонн.

Правда, заявленный 1% роста несколько меньше, чем планировалось (1,5%). Но даже это будет свидетельствовать о переломе неприятной тенденции последовательного сокращения погрузки на железных дорогах на протяжении 2013–2015 годов, в результате чего ее объем по итогам прошлого года недотягивал даже до уровня десятилетней давности. Конечно, самым тяжелым был спад во время предыдущего кризис: в 2009 году объемы погрузки рухнули против максимума в рыночной истории России, достигнутого в 2007 году, на 18% (см. график). Восстановительный рост в 2010–2012 годах так и не смог вернуть погрузку на докризисные уровни. А с 2013-го началось неуклонное сокращение. При этом гомеопатический однопроцентный рост в текущем году не вернет объем погрузки даже на уровень 2014 года.

Основная причина неприятностей железнодорожников в последние годы кроется даже не столько в кризисном сжатии общей массы перемещаемых в стране грузов, сколько в конкуренции с иными видами транспорта, особенно с автомобильным. Последний хоть и дороже железнодорожного, но в работе с клиентом более гибок. С автомобилистами можно договориться о неполной загрузке — фура примет догруз от другого грузоотправителя по пути. Меньше возни с оформлением грузов. Нередко автоперевозчики проявляют изобретательность в ценообразовании. Так, рейсы с Урала в Москву оказываются чуть ли не вдвое дешевле, чем в обратном направлении, подчас они даже убыточны: в столице дальнобойщик гарантированно найдет груз и по итогам двух рейсов в совокупности останется в плюсе, а уральских клиентов привлечет — или переманит с той же железной дороги — еще и относительной дешевизной.

В результате сегодня в России грузы отправляются автомобильным транспортом на расстояние до 3000 км, иногда и дальше, хотя традиционно считалось, что на плече свыше 1500 км автомобилистам просто нечего делать. Проблему для железнодорожников создает и то обстоятельство, что эффективно бороться с автомобилистами они не могут. Просто потому, что не видят соперника. Рынок автоперевозок представлен огромным количеством фирм и «вольных» дальнобойщиков, какой-либо систематизированной статистики реальных объемов, потоков и условий автоперевозок в стране не существует. Получается бой с тенью в темноте.

Кроме того, остро стоит вопрос взаимодействия с небольшими грузоотправителями. В России в реалиях рыночной экономики существует множество хозяйствующих субъектов, но до 40% объема погрузки приходится на 100 крупнейших грузоотправителей. В целом по сети до 90% перевозимых грузов приходится менее чем на 10% грузоотправителей и 30% станций. Причем, что самое неприятное для РЖД, автомобили перехватывают наиболее высокодоходные гру

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (1004) 17 октября 2016
    Африканская чума
    Содержание:
    Холодный тактический мир

    Россия и Турция взяли курс на восстановление отношений. Стороны не доверяют друг другу, но у них много проблем, решить которые можно лишь через взаимное сотрудничество

    Повестка дня
    Главная новость
    Потребление
    Реклама