Ленинградская область всегда считалась одним из основных «магнитов» для западных инвесторов. По известным причинам объем инвестиций европейских компаний в нашу страну сократился. Однако созданная в регионе система работы с инвесторами, как подчеркивает губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, позволяет работать на перспективу и в этих непростых условиях
Выбор приоритетов — основа стабильности
— За первые девять месяцев этого года индекс промышленного производства в вашем регионе увеличился почти на четыре процента по сравнению с январем—сентябрем 2015-го. В чем секрет столь стабильного развития?
— Ленинградская область не является нефте- или газодобывающим регионом, и потому мы не зависим от колебаний цен на рынке энергоресурсов, как не зависим от состояния дел в какой-то конкретной отрасли. Поэтому я не без гордости могу сказать, что хорошие показатели развития — результат планомерной работы областного правительства с инвесторами.
Оставаясь крупнейшим промышленным центром страны, где производится существенный объем продукции в таких отраслях, как судостроение, нефтегазохимия, производство оборудования и выпуск строительных материалов, мы также развиваем сельское хозяйство и пищевую промышленность. В условиях взаимных санкций со странами Запада спрос на качественную отечественную — особенно продовольственную — продукцию в России растет, позволяя нашим производителям развиваться.
Если же говорить об экономике в целом, то мы продолжим создание инновационных, наукоемких, конкурентоспособных производств. Это позволит не только снижать импортозависимость, но и диверсифицировать экономику Ленинградской области и укреплять позиции региона на международных и внутрироссийских рынках.
— В последние годы в экономику Ленинградской области ежегодно вкладывалось в среднем 180–200 миллиардов рублей. Как обоюдные экономические санкции повлияли на развитие инвестпроектов в вашем регионе?
— Ленинградская область ежегодно выполняет установленный «майскими указами» президента Российской Федерации показатель уровня инвестиций в основной капитал — не ниже 25 процентов от ВРП. В 2015 году в регионе он составил 26,3 процента, а в 2016-м мы ожидаем дальнейшего роста. За первое полугодие прирост инвестиций в экономику региона составил рекордные 144 процента. По этому показателю мы оказались вторыми в стране.
При этом следует понимать, что благоприятный инвестиционный климат в области сложился не сам по себе, а был сформирован благодаря изменениям в региональном законодательстве в сфере инвестиций, развитию инфраструктуры (в том числе в рамках индустриальных парков), а также внедрению принципа «одного окна».
Но вот на что санкции точно повлияли, так это на «портрет» инвестора. Если раньше это был в основном крупный иностранный бизнес, то теперь на первое место вышли проекты импортозамещения, предлагаемые как отечественными, так и зарубежными инвесторами, идущими по пути локализации. В силу экономических причин, связанных с курсовой разницей, иностранцам выгодно производить продукцию в России, а потом продавать ее как на территории нашей страны, так и за рубежом.
В новых экономических реалиях для поддержки инвесторов следует использовать такие меры, как снижение административных барьеров, прозрачность взаимоотношений инвестора с органами государственной власти, предоставление субсидий, подготовка территорий индустриальных парков и бизнес-инкубаторов. Мы этим активно занимаемся, а результаты можно видеть из статистических данных.
— На каких направлениях развития региона вы намерены сконцентрироваться в долгосрочной перспективе?
— В августе этого года правительство и законодательное собрание региона одобрили стратегию социально-экономического развития до 2030 года. В ней шесть приоритетов: индустриальное лидерство, комфортные поселения, продовольственная безопасность, передовой транспортно-логистический комплекс, доступное образование, качественное здравоохранение.
К 2030 году мы намерены войти в топ-10 регионов страны по уровню промышленного производства, в топ-15 — по объему производства сельскохозяйственной продукции, обеспечить лидерство в транспорте и логистике, европейский уровень жизни для населения.
Возможность воплощения основных идей относительно развития региона мы сегодня рассматриваем в проектной логике. В этом поможет созданный в начале этого года при областном правительстве проектный офис. Мы возлагаем на него большие надежды, и, кстати, на прошедшем в ноябре конкурсе «Проектный Олимп» он вместе с комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности занял призовые места в двух номинациях.
Ставка на развитие компетенций
— Насколько высоко вы оцениваете потенциал формирования инновационно-производственных кластеров и помогает ли в этом близость к Санкт-Петербургу?
— Об эффективности кластерного подхода свидетельствует мировой опыт: сегодня в развитых странах в рамках кластеров развивается более 50 процентов экономики и концентрируется более 40 процентов работников. В Ленинградской области сейчас реализуется 11 кластерных инициатив.
Помогает ли близость к Санкт-Петербургу? С точки зрения реализации продукции и кооперации, безусловно, да. Например, областной кластер автомобилестроения, в который на первом этапе вошли 11 компаний — производителей автокомплектующих из Ленинградской области, сотрудничает с автозаводом Nissan, расположенным в Санкт-Петербурге.
Аналогичная ситуация в радиофармацевтическом кластере. В него входят свыше десятка передовых организаций, выполняющих НИОКР и внедрение новых технологий в области медицины и фармакологии. И есть примеры, когда Санкт-Петербург представлен научным потенциалом, а производственные площадки расположены в Ленинградской области. В частности, они занимаются проведением доклинических исследований фармацевтических препаратов, специализированных продуктов питания, биологически активных соединений, косметической продукции для отечественных и зарубежных компаний.
Насколько я знаю, делают это наши предприятия успешно, и сейчас на разных стадиях разработки находится более десяти препаратов различных фармакотерапевтических групп.
— Ваш регион — главный «кормилец» Северо-Запада России. Есть ли у агропромышленного комплекса Ленинградской области перспективы дальнейшего импортозамещения продуктов питания?
— Я считаю, что слово «импортозамещение» в данном случае не ключевое, поскольку первостепенная для аграриев России и Ленинградской области задача — обеспечение продовольственной безопасности страны — поставлена в соответствующей доктрине еще в 2010 году.
К тому же я с самого начала дискуссий на тему импортозамещения говорил, что нам нужно быть разумными людьми и не пытаться вырастить в условиях зоны рискованного земледелия бананы и авокадо, а следует наращивать производство в традиционных для нас отраслях: растениеводстве, молочном животноводстве, птицеводстве, свиноводстве, — а также развивать такие направления, как, например, аквакультура и кролиководство.
И в этом смысле мы двигаемся в правильном направлении, поскольку не только привлекаем инвесторов — и, между прочим, в первом полугодии инвестиции в основной капитал предприятий АПК превысили два с половиной миллиарда рублей, — но и параллельно стараемся решать вопросы селекции как в растениеводстве, так и в животноводстве, строя селекционно-генетические центры. С их помощью мы рассчитываем со временем уйти от зависимости от импортного семенного материала и выращивать овощи и тех же коров или кроликов.
А в том, что агропромышленный комплекс Ленинградской области способен развиваться даже на территориях, которые принято считать депрессивными, меня убеждает пример известного на всю страну города Пикалево. Там два года назад был открыт тепличный комплекс «Круглый год», и сегодня пикалевские тепличники вышли на первое место в стране, за 12 месяцев собрав с одного квадратного метра без малого 162 килограмма огурцов.
Уже сейчас Ленинградская область занимает первые-вторые места по производству куриного мяса и яйца, наши аграрии находятся на первом месте по надою на одну фуражную корову с рекордными для страны 8100 килограммами, мы в пятерке по валовому производству молока и на третьем месте по выращиванию форели. И наконец, еще одна цифра: выпуск сыра за прошлый год у нас увеличился сразу на 54 процента. Последнее, кстати, про импортозамещение.
—За последние четыре года в вашем регионе вдвое увеличился ежегодный объем вводимого в эксплуатацию жилья. При этом бизнес активно включился в строительство не только жилья, но и социальных объектов. Как долго может продлиться этот строительный бум?
— К сожалению, в прошлые годы не по нашей вине были совершены градостроительные ошибки, когда жилье строилось без привязки к дорожной или социальной инфраструктуре. В результате жители новых микрорайонов оказывались не только без школ и поликлиник, но и без нормальной связи с «внешним миром».
Вот почему практически сразу, как я стал губернатором, мы разработали программу «Социальные объекты в обмен на налоги», которая призвана стимулировать застройщиков не только строить жилье, но и параллельно возводить необходимые социальные объекты.
В результате по соглашениям со строителями в рамках вышеназванной программы до конца 2036 года планируется построить 113 объектов: 83 детских сада и 30 школ.
Что же касается жилых домов, то в Ленинградской области согласно утвержденным документам территориального планирования разного уровня можно построить 26 миллионов квадратных метров жилья. Из них на 8,7 миллиона квадратных метров уже выданы разрешения на строительство. Это означает, что в течение ближайших трех-четырех лет мы если и не сохраним стабильный рост ввода, то точно не опустимся ниже планки два миллиона квадратных метров в год.
Вместе с тем мы подчеркиваем, что Ленинградская область не гонится за рекордным количеством вводимых метров: нам важно, чтобы все новостройки были обеспечены необходимой социальной и инженерной инфраструктурой. При этом областное правительство не забывает о прошлых ошибках и постепенно их исправляет, строя как соцобъекты, так и дороги.