И развлечем, и накормим

Анастасия Матвеева
14 ноября 2016, 00:00

Российский интернет-холдинг Mail.Ru Group покупает сервис по круглосуточной доставке еды Delivery Club

КОНСТАНТИН РОМАНОВ

Mail.Ru Group, одна из крупнейших в отрасли информационных технологий российских компаний, сообщила о приобретении за 100 млн долларов у немецкой компании Foodpanda 100% Delivery Club — лидера отечественного рынка поиска и заказа готовой еды: 90% этой суммы будет выплачено уже в ноябре, а остальные — в начале будущего года.

Объявленная сделка вызвала недоумение у многих наблюдателей. Прежде всего потому, что она, как кажется, не вписывается в стратегию Mail.Ru Group, согласно которой компания позиционирует себя как «создатель лучших сервисов для общения и развлечения».

Ни в чем себя не ограничивая

Действительно, Mail.Ru Group начинала в 1998 году как почтовый сервис, и к настоящему времени он стал одним из самых популярных в стране. Но примечательно, что этот проект не оказался бы столь успешным, если бы продолжал быть лишь «голой» почтой. Он стал таким, развивая свои сервисы, следуя за интересами современного потребителя — активного интернет-пользователя, параллельно осваивающего разрастающийся мир мобильных средств связи. Этот потребитель уже давно приобрел привычку постоянно быть «в курсе всего» и на связи, из-за чего то и дело обращается в интернет за информацией и пребывает в социальных сетях. Кроме того, переносит решение все большего круга своих ежедневных проблем из офлайна в онлайн, и делать это становится все легче — ведь мобильный гаджет он всюду и всегда носит при себе.

Стремясь соответствовать такому запросу потребителей, Mail.Ru Group постоянно расширяла спектр своих приложений. Так, начав с введения в 2000 году сервиса «Новости», компания стала агрегатором разнообразной информации, полезной для ее аудитории, в частности под рубриками «Леди» и «Афиша». Она также обеспечила пользователей сервисами социальных сетей, предложив им как свою собственную — «МойМир», появившуюся в 2006 году, так и сеть «Одноклассники», которая входит в десятку самых популярных в России и Казахстане (с 2010 года на 100% принадлежит компании). Она также является совладелицей сети «ВКонтакте».

Кроме того, в состав сервисов Mail.Ru Group входят мессенджер, поиск в интернете, e-commerce и игровой портал. Причем все они последовательно расширяют свои функции, в том числе за счет приобретения компанией новых активов. В частности, в октябре она купила разработчика мобильных игр Pixonic, автора игры War Robots, занимающей шестое место по популярности в России и уже завоевавшей поклонников в США, Японии, Китае, Корее и Германии.

При этом Mail.Ru Group не ограничивает себя рамками потребительского сектора мобильных приложений — она выводит на рынок и продукты B2B. Так, недавно компания анонсировала выход приложения, позволяющего оценивать эффективность работы онлайновых СМИ.

Таким образом, Mail.Ru Group осуществляет рыночную экспансию, используя свои компетенции в области разработки мобильных приложений, чтобы дифференцировать предложение пользователю, и с этой целью выходит в разные ниши рынка в поисках самых перспективных. Заметим, что точно так же ведут себя и ее ближайшие соперники. Буквально на днях мы узнали, что «Яндекс» запускает iOS и Android приложение «Яндекс.Здоровье», позволяющее записываться к врачам платных клиник без звонка в регистратуру. В нем есть карта Москвы, где отмечено расположение клиник, данные о них (цена первичного приема, часы работы, общая информация), список врачей, история визитов, напоминания о записи, а также тест-опросник, помогающий определить, к какому специалисту нужно обратиться. Впоследствии это приложение будет рейтинговать клиники по качеству услуг.

Поэтому вполне естественно воспринимается комментарий для СМИ Дмитрия Гришина, председателя совета директоров Mail.Ru Group: «Приобретение Delivery Club открывает для нас новый большой рынок foodtech, в котором во всем мире набирают популярность мобильные сервисы. Рынок доставки и заказов еды находится на подъеме и демонстрирует устойчивый рост. Мы уверены, что объединение ресурсов и накопленная экспертиза позволят нам укрепить лидирующие позиции сервиса и вывести его на новый уровень».

Действительно, если предприниматель считает некую нишу рынка перспективной, но она не совсем согласуется с заявленной стратегией компании, тем хуже для стратегии.

Да и, как отмечает Артур Смирнов, руководитель отдела мобильной рекламы performance-агентства Adventum, «покупка Delivery Club лишь на первый взгляд вызвала удивление, потому что Mail.Ru Group специализируется на других продуктах: социальные сети, рекламные технологии, игры. Однако с весны 2016 года Mail.Ru Group позиционирует себя как мобильная компания, что справедливо. Например, ее экспертиза в мобильной рекламе растет каждый день».

В СМИ также появились сведения о том, что Delivery Сlub не первое приобретение компании в сегменте доставки еды. В сентябре она купила 40% развивающего свой сервис в этой нише ООО «Фудмэйт», которое было создано двумя выходцами из Delivery Сlub.

Посетить ресторан, не выходя из дома

Приобретенный Mail.Ru Group Delivery Club представляет собой агрегатор предложений о доставке еды на дом. Эта услуга вполне вписывается в образ жизни современного потребителя. Российский рынок доставки еды оценивается в 1,5 млрд долларов.

Сервис появился на рынке в 2009 году. Он быстро доказал свою рыночную перспективность, что позволило ему привлечь в 2011 году финансирование от нескольких венчурных фондов. В 2014-м сервис был готов к продаже, и его купила немецкая компания Foodpanda. Но, по-видимому, момент для приобретения российского актива оказался неудачным. И сегодня в комментариях для СМИ основателя и CEO этой компании Ральфа Венцеля явно слышится радость по поводу избавления от рискованного из-за привязки к российской территории актива: «Эта сделка — важнейшее событие для Foodpanda, которое подтверждает нашу способность создавать и масштабировать лидирующие сервисы доставки продуктов. Переход нашего бизнеса к Mail.Ru Group, сильнейшему российскому игроку, позволит нам сосредоточиться на рынках Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы».

Мария Бурмистрова, коммерческий директор компании RedExpress, считает, что «рынок доставки продуктов питания представляет реальный интерес. Во-первых, эта ниша рынка еды демонстрирует устойчивый рост: порядка 40 процентов в 2015 году по сравнению с 2014-м. Во-вторых, она, в отличие от рынка экспресс-доставки товаров, практически не заполнена. Прямых конкурентов у Delivery Club просто нет, даже несмотря на то, что их сервис далеко не всегда мог предложить потребителю безупречное соблюдение сроков доставки. И зарубежные компании, насколько я знаю, пока не планируют выходить на российский рынок. Mail.Ru же очевидный лидер в российском мобильном сегменте и в конкурентной борьбе с “Яндексом” полностью заполняет существующий вакуум, опережая таким образом конкурента. Ресурсы Mail.Ru огромны: это и многомиллионная аудитория пользователей соцсетей, и с каждым днем увеличивающийся процент пользователей мобильных приложений, с помощью которых можно заказывать продукты питания. Все это способно в перспективе принести солидные дивиденды».

Сейчас к сервису Delivery Club подключено 4,5 тыс. ресторанов и служб доставки. Число заказов достигает 20 тыс. в день. К его услугам прибегают жители 75 российских городов. Более 70% пользователей Delivery Club делают заказ через мобильные приложения, доля заказов через мобильные устройства увеличилась за последние три года в 2,7 раза.

Так что Mail.Ru Group, похоже, рассчитывает на мощный синергетический эффект и поэтому рискнула заплатить за приобретение сумму, которую некоторые аналитики называют завышенной. Они подсчитали, что она равна десяти выручкам Delivery Club, в то время как Pixonic была оценена лишь в полторы выручки. Артур Смирнов не сомневается, что, «используя свои технологии, Mail.Ru Group сможет усилить и без того заметного игрока на рынке доставки еды. Эта сделка хорошо повлияет на сегмент foodtech и усилит здоровую конкуренцию. Улучшится качество продукта и сервиса, компании будут больше внимания уделять сегментации своей целевой аудитории».

 

В подготовке материала принимал участие Алексей Грамматчиков

Mail.Ru Group

Отрасль — информационные технологии.

Присутствует на рынке с 1998 года.

Принадлежит структурам Алишера Усманова и его партнеров.

267-е место в рейтинге крупнейших компаний России «Эксперт-400».

Объем реализации в 2015 году — 37,986 млрд рублей.

Темпы прироста к 2014 году — 17,5%.

Чистая прибыль в 2015 году — 3 млн рублей.

Delivery Club

Мобильный сервис доставки еды на дом.

На рынке с 2009 года.

Выручка в первой половине 2016 года — 298 млн рублей.

EBITDA, по данным Mail.Ru Group, за этот период близка к нулю