Кредитование малого бизнеса: нужен ли его рост?

Павел Самиев
14 ноября 2016, 00:00

С точки зрения коммерческих банков субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ)— неинтересные клиенты. Но развитие этого сектора крайне важно для экономики. Поэтому необходимо продолжать развитие системы господдержки кредитования МСБ

Банковское кредитование малого и среднего бизнеса сокращается третий год подряд. И в этом году тенденция сохраняется: по итогам восьми месяцев 2016 года объем выданных МСБ кредитов сократился на 11%, до 5,3 трлн рублей. Несмотря на заметное торможение негативной динамики выдач (минус 28% в 2015 году), месячные объемы кредитования и сейчас ниже прошлогодних. Кредитование МСБ продолжает сокращаться на фоне роста в других сегментах: кредитовании физических лиц (плюс 28% за восемь месяцев 2016 года) и даже крупного бизнеса (плюс 3%). Вслед за негативной динамикой выдач устойчиво сокращается и портфель кредитов МСБ (минус 9% с начала 2016 года, до 4,45 трлн рублей).

 36-01.jpg
 36-02.jpg
 36-03.jpg

Даже некоторая активизация крупных банков не переломила негативную динамику кредитования МСБ. В 2014–2015 годах крупнейшие банки устойчиво сокращали кредитование МСБ на фоне резкого роста дефолтности портфелей, а также переориентации части ресурсов на кредитование крупного бизнеса, из-за санкций лишившегося западного фондирования. По мере нормализации ситуации с платежной дисциплиной заемщиков эти банки стали возвращаться в сегмент МСБ. По итогам восьми месяцев 2016 года банки из топ-30 выдали МСБ на 18% больше кредитов (в стоимостном выражении), благодаря чему их доля в сегменте выросла впервые с 2013 года и снова превысила половину объемов рынка. Однако такие результаты не сумели переломить значительную отрицательную динамику банков вне топ-30 (минус 21%).

Есть даже позитивные новости с точки зрения качества портфеля: темпы роста просроченной задолженности по кредитам МСБ в 2016 году резко сократились. Основной объем проблемных кредитов субъектам МСБ отразился на балансах банков в 2015 году, по итогам которого просроченная задолженность в абсолютном выражении выросла на рекордные для рынка 69%. Наиболее быстрыми темпами ухудшение качества портфелей наблюдалось у банков вне топ-30.

Доля просроченной задолженности за прошлый год у них выросла почти в три раза (с 5,5 до 15,6%) в то время как у банков из топ-30 она увеличилась лишь на треть. Последние еще в начале 2014 года заметно ужесточили требования риск-менеджмента в сегменте МСБ. В текущем году ситуация с качеством кредитов значительно улучшилась: за первые восемь месяцев 2016 года объем просроченной задолженности в портфеле вырос только на 7%. По всей видимости, в четвертом квартале он будет стабильным, то есть впервые за три года просрочка не вырастет. Вместе с тем этот сегмент со значительным отрывом продолжает лидировать по уровню просроченной задолженности (почти 15% на 1 января 2016 года) в сравнении с кредитованием крупного бизнеса (6,4%) и даже физлиц (8,6%).

В новых выдачах все более преобладают краткосрочные кредиты. Подобное поведение вполне объяснимо: значительный рост неплатежей по кредитам в 2014–2015 годах потребовал корректировки прежних моделей работы с субъектами МСБ и снижения риск-аппетитов банков. На кредиты со сроками до одного года приходится порядка 65–70% месячных выдач. Качество новых выдач пока можно считать приемлемым: с начала 2016 года по 1 сентября объем просроченной задолженности по кредитам МСБ на балансах банков из топ-30 вырос лишь на 4%.

Однако самый интересный вопрос: если нет явных внутренних драйверов сегмента, способны ли переломить ситуацию драйверы внешние, особенно господдержка, институты развития? Здесь картина, прямо скажем, не особенно радостная.

Масштабы программ господдержки не позволяют управлять динамикой кредитования МСБ. Объем кредитов, предоставленных Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банк) и в рамках Национальной гарантийной системы, составляет менее 5% общего объема кредитования МСБ. При таких масштабах господдержка может оказывать лишь точечное влияние на отдельные регионы, а для полноценного повышения доступности финансовых ресурсов ее объемы должны быть увеличены в несколько раз. Увеличить масштаб поддержки без роста нагрузки на бюджет возможно за счет использования эффективного опыта субсидирования процентных ставок на рынке ипотеки и автокредитования. Для сравнения: около 35% всех ипотечных кредитов сегодня выдается в рамках программы господдержки, в автокредитовании ее доля достигает 40–45%. Федеральная корпорация по развитию МСБ не очень быстро разворачивает новую инфраструктуру, хотя сдвиги есть. Удачна программа «6,5»: банки могут рефинансировать в ЦБ под поручительство корпорации портфель кредитов МСП по ставке 6,5%, выдавая субъектам МСП кредиты по ставке 10–11% годовых. Но почему-то в программе участвует крайне ограниченный круг банков. Гарантийная система находится в стадии затянувшегося реформирования — хорошо бы реформу провести быстрее.

Вся эта система может развернуться в полном масштабе довольно быстро — скажем, за год сделать это реально. Другой вопрос, нужно ли специально ускорять рост кредитования МСБ на фоне стагнации в экономике на фоне падения доходов и финансовых проблем самого бизнеса. Переварит ли он кредиты, даже по более низкой ставке? Или под поручительства гарантийной системы? Не ляжет ли это в итоге мертвым грузом на банки и институты развития, а значит, на государство?

Вопрос очень непростой. С одной стороны, кредитная экспансия в отсутствие спроса на продукцию МСБ — верный путь к росту просрочки и проблемных активов. Об этом не побоялся заявить с трибуны одного из форумов глава ВТБ Андрей Костин. С другой — доступный кредит и низкие ставки улучшают финансовое положение тех предприятий, которые уже используют кредитные ресурсы или даже в текущих условиях расширяются. Наконец, доступный кредит расшивает узкие места, дает бизнесу пространство для маневра.

А что же сам малый бизнес думает по этому поводу? Многие предприниматели уже буквально гордятся тем, что могут обходиться без кредитов. Это какой-то сюрреализм: привлечение долгового финансирования рассматривается как проявление слабости, проблем или верный способ загнать себя в тупик и похоронить свой бизнес. Это совершенно новый взгляд — вряд ли его можно объяснить предпринимателям в других странах. К сожалению, именно так воспринимает кредитование значительная часть предпринимателей, это подтверждают и опросы. Самые популярные ответы: «не привлекаю займы и не собираюсь», «о программах господдержки что-то слышал, но не знаю точно и знать не сильно стремлюсь».

Пожалуй, осторожный ответ на вопрос, нужен ли сейчас рост кредитования МСБ, будет таким: нужен, но не двузначными темпами и обязательно с качественным риск-менеджментом. И без расширения господдержки этот рост сейчас просто невозможен.