По примеру Alibaba

14 ноября 2016, 00:00

Усилиями Сбербанка в России может появиться крупная национальная экосистема в сфере интернет-коммерции, похожая на китайскую Alibaba. Новая платформа будет оказывать услуги бизнесу и конечным потребителям в различных отраслях, включая торговлю, недвижимость, образование, здравоохранение, путешествия и проч. В Сбербанке надеются, что к 2025 году суммарный объем трансакций в этой системе достигнет 65 трлн рублей, что составит 27% выручки российских компаний. Пока разработчики используют ресурсы и инфраструктуру Сбербанка, но не исключено, что к проекту присоединятся «Яндекс», Mail.Ru Group или какая-нибудь зарубежная интернет-компания. Тем более что российскую экосистему планируется строить по примеру американских Google, Amazon, Facebook и китайских Tencent и Alibaba, успех которых является главным ориентиром для Сбербанка.

Alibaba удалось развернуть на китайском рынке масштабную экосистему, и сегодня она удовлетворяет широкий круг потребностей покупателей и продавцов. С одной стороны, одежда, электроника, бытовые товары, еда, отдых, развлечения, медиа и здоровье, а с другой — финансирование, логистика, реклама и облачные сервисы. Основной бизнес группы — торговля через онлайн-проекты AliExpress, Alibaba.com, TaoBao.com и другие. Кроме того, в ее состав входит финансовое подразделение Ant Financial, облачные сервисы Aliyun, логистическая сеть Cainiao, сервис онлайн-рекламы Alimama, киностудия, веб-браузер, видеопортал, операционная система и проч. Alibaba, как считают в Сбербанке, реализует агрессивную глобальную стратегию. Будучи лидером рынка в собственной стране, компания завоевывает и иностранные рынки онлайн-торговли, вовлекая в свою экосистему все больше игроков. Например, в России онлайн-ресурс AliExpress входит в число самых популярных: ежемесячно его посещают около трети всех интернет-пользователей страны. Так в чем же успех Alibaba?

Как говорит член наблюдательного совета ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» Евгений Лифшиц, китайская компания смогла «выстрелить» благодаря созданию самой большой площадки в Азии, где было огромное количество интересных, в первую очередь по цене, продуктов, но не существовало прямой интеграции между производителем и ритейлом. «Тем не менее Alibaba смогла свести их напрямую, — отмечает г-н Лифшиц. — При этом китайская компания, так же как Amazon или E-bay в союзе с Pay Pal, несет ответственность перед покупателями за продавцов и товар. А в случае возникновения проблем сначала покупателю возвращают деньги, а уже потом разбираются с продавцом. Этот принцип лежит в основе концепции American Express». Однако в России, полагает Евгений Лифшиц, не удастся создать площадку, которая могла бы иметь успех на глобальном рынке. У нас есть товары и технологии, интересные мировому рынку, но нет тех объемов, которые предлагают Китай и страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, потенциальные иностранные покупатели видят риски недоставки или мошенничества российского продавца, который, как правило, никому не известен. В большинстве случаев отечественные компании, работающие за рубежом, создают там небольшой офис, набирают сейлз-менеджеров и договариваются по правовым вопросам с мировыми интернет-сервисами, которые и предоставляют гарантии. Либо же российские производители просто осуществляют прямые продажи через собственные сайты. Что же касается непосредственно российских интернет-платформ, таких как Avito и другие, то иностранных покупателей из дальнего зарубежья там почти нет, за исключением разве что эмигрантов, которые заказывают, например, отечественную литературу на бумаге.