Приватизация государственных активов к концу года набирает темп. На прошлой неделе правительство документально зафиксировало план приватизации «Роснефти». Предполагается продать 19,5% акций компании. Инвестиционный консультант сделки, банк Intesa, рекомендовал продать этот пакет не менее чем за 710 млрд рублей; таким образом, одна акция «Роснефти» будет оценена в 344 рубля (или около 5,5 доллара).
Такая цена оказалась несколько ниже прежних планов правительства. В частности, в распоряжении 2014 года запрещалось продавать бумаги нефтяной компании дешевле, чем на IPO, прошедшем в 2006 году, то есть ниже 7,55 доллара за бумагу.
По данным СМИ, на покупку акций «Роснефти» могут претендовать китайская Sinopec, казахстанский «Казмунайгаз» и российский «Сургутнефтегаз». Сообщалось также, что президент Владимир Путин предложил принять участие в приватизации «Роснефти» компании «ЛУКойл», однако позднее официальный представитель компании заявил, что «ЛУКойл» участвовать в сделке отказывается.
Основная цель приватизации «Роснефти» — покрытие бюджетного дефицита текущего года, именно поэтому правительство очень спешит и, возможно, поэтому идет на явные уступки по цене. «Продажа пакета “Роснефти” должна быть завершена не позднее 5 декабря, а до 31 декабря деньги должны быть перечислены в бюджет в виде дивидендов от “Роснефтегаза”», — сообщил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
Именно спешка привела к тому, что своего рода страхователем сделки выступает сама «Роснефть». Есть риск, что до 5 декабря потенциальные покупатели не успеют подготовиться к сделке, и высока вероятность, что продаваемый пакет выкупит сама «Роснефть», а затем перепродаст его инвесторам.
Кстати, правительство выдвигает достаточно жесткие требования к потенциальному покупателю. В частности, он должен подтвердить потенциал синергии своих активов и активов «Роснефти» и создания добавленной акционерной стоимости. К тому же он должен будет заключить акционерное соглашение с Росимуществом или «Роснефтегазом», предусматривающее голосование за кандидатов от государства в совет директоров «Роснефти». Такие требования отпугнули многих потенциальных участников сделки: в частности, ранее интерес к пакету проявляли индийские компании, а также китайская CNPC.