Стабильный рост

Ленинградская область
Москва, 14.11.2016
«Эксперт» №45-46 (1007)
Несмотря на кризисные явления в мировой и национальной экономике, Ленинградская область остается одним из самых устойчивых регионов страны. Она демонстрирует высокие темпы социально-экономического развития, укрепляет свою славу главных западных ворот России и остается в числе российских лидеров по объемам строительства жилья

ПРЕДОСТАВЛЕНО ОАО «КОМПАНИЯ УСТЬ-ЛУГА»

Итоги двух последних лет свидетельствуют, что Ленинградская область уверенно выдерживает давление кризисных явлений в мировой и национальной экономике и продолжает развивать как традиционные, так и относительно новые для себя сферы компетенций. По данным Петростата, оборот организаций области по всем видам экономической деятельности за январь—сентябрь 2016 года составил 1,5 трлн рублей, это на 10,5% больше, чем за девять месяцев прошлого года. Индекс промышленного производства, который характеризует реальный рост выпуска продукции, составил 103,9% (по России — 100,3%) и был обеспечен ростом производства обрабатывающих отраслей на 107%. Экспорт продукции превысил импортные поставки в 1,8 раза. Такая динамика дала возможность увеличить в этом году расходную часть регионального бюджета почти на 7 млрд рублей.

«Стабильность региональной экономики гарантирует не только наполнение областного бюджета, но и уверенность в завтрашнем дне жителей Ленинградской области. Сегодня промышленность растет, дома и социальные объекты строятся, увеличиваются доходы населения. Это, безусловно, внушает оптимизм и подтверждает правильность экономического курса правительства региона», — подчеркивает губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

"Точки роста" Ленинградской области 57-02.jpg ЛЮДМИЛА КАДИЛОВА
"Точки роста" Ленинградской области
ЛЮДМИЛА КАДИЛОВА

Основа для развития

Стабильность региональной экономики, очевидно, объясняется тем, что в последние годы усилиями региональных властей, федерального центра и транснациональных компаний в Ленобласти был создан качественно новый экономический фундамент, на котором сейчас покоятся все остальные сферы жизни Северо-Запада России.

В начале десятилетия в регионе были реализованы такие стратегические проекты, как транснациональный газопровод «Северный поток» и «БТС-2», новые терминалы в порту Усть-Луга, комплекс глубокой переработки нефти на КИНЕФе. В рамках каждого проекта в экономику региона ежегодно вкладывалось по 30–90 млрд рублей.

В 2013–2015 годах в Ленобласти были массово запущены в эксплуатацию высокотехнологичные проекты «среднего» класса. Только в 2015 году здесь открылись новые предприятия «Сименс технологии газовых турбин», «5Микрон Инжиниринг», Muller Candle Russia, «Нанотехмед Плюс» и других известных компаний.

Сейчас в Ленобласти поднимается третья волна инвестиций. Она связана с окончательным превращением области в один из основных транспортно-логистических узлов России, с созданием пула экспортно ориентированных нефтегазохимических производств, с дальнейшим развитием машиностроения, агропромышленного комплекса (регион уже производит более 40% продуктов питания на Северо-Западе России), жилищного строительства (см. карту).

По итогам года, как недавно подчеркнул руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря» Петр Паринов, Усть-Луга может перевалить более 100 млн тонн груза и стать крупнейшим портом на Балтике. Здесь продолжается строительство новых терминалов, создается индустриальный парк и заканчиваются работы по модернизации подводящих к порту железных дорог. В крупнейшем российском нефтеналивном порту на Балтике — Приморске — началась реализация инвестпроекта объемом 10 млрд рублей, который увеличит перевалку наливных грузов в порту еще на 12 млн тонн в год. Собственники порта Высоцк в свою очередь намерены инвестировать около 100 млн долларов в создание современного специализированного угольного терминала мощностью до 12 млн тонн угля в год.

Промплощадки в Высоцке и Усть-Луге также станут местом реализации двух проектов по производству и экспорту сжиженного природного газа (СПГ). Первый проект общей стоимостью 63 млрд рублей и объемом ежегодного производства 600 тыс. тонн СПГ к 2018 году реализует компания «Криогаз». Второй проект стоимостью 576 млрд рублей, рассчитанный на ежегодное производство 10 млн тонн СПГ, создает «Газпром» совместно с Royal Dutch Shell. Оба проекта заметно диверсифицируют экономику области и направлены на расширение доли России на мировом рынке СПГ.

25 млрд рублей в 2016 году инвестирует в развитие своих производственных мощностей КИНЕФ; «Еврохим» при поддержке правительства Италии начал строить в Кингисеппе завод стоимостью 60 млрд рублей, который будет ежегодно производить 1 млн тонн аммиака, а «Газпром» уже завез необходимое количество труб большого диаметра на место будущего строительства магистрального газопровода «Северный поток-2».

Таким образом, экспортная нефтегазохимия, в развитие которой в Ленобласти инвесторы намерены вложить в общей сложности более 700 млрд рублей, через пять-семь лет станет еще одной точкой опоры диверсифицированной (см. график) экономики региона, который совершенно справедливо называют главными западными воротами России в Европу.

Умные решения

При этом глупо было бы отрицать, что в связи с мировой экономической и политической нестабильностью локализация производств крупных международных компаний на территории Российской Федерации в 2014–2015 годах существенно замедлилась.

Но у Ленинградской области было преимущество: к этому времени в регионе уже была выстроена система работы с инвесторами, действующая даже на уровне муниципалитетов и одна из лучших в России. Она максимально технологизирована и деперсонифицирована. Решение о предоставлении инвестору налоговых преференций, например, принимается правительством региона за рекордные 35 дней. И сейчас на сопровождении Агентства экономического развития Ленинградской области находится более 145 инвестиционных проектов, заявленный объем инвестиций по каждому из них составляет от 50 млн до 40 млрд рублей, сроки реализации — до 2023 года. 28 из них инициированы зарубежными инвесторами.

В этом году система дополнилась созданием проектного офиса Ленинградской области. Сейчас он реализует 17 пилотных стратегических проектов, например создание «Криогазом» СПГ-терминала в порту Высоцк. «Внедрение системы проектного управления необходимо региону для того, чтобы кратно повысить реализацию государственных проектов, которые влияют на инвесторов. Повышение личной ответственности чиновников за ход того или иного проекта, четкое следования графику проекта, позволит, на наш взгляд, избавить ключевые задачи от бюрократических проволочек, позволит повысить эффективность государственной машины в целом», — подчеркнул в беседе с «Экспертом» заместитель председателя правительства Ленобласти Дмитрий Ялов.

Минимизации издержек инвестора способствует и создание в регионе индустриальных парков, по количеству которых Ленобласть лидирует на Северо-Западе страны. В области насчитывается более 30 частных и государственных индустриальных парков, в которых локализовано более 100 резидентов (треть из них — иностранные компании).

Мощный стимул развитию региона и его инвестиционной привлекательности придает и политика областных властей по формированию 11 кластеров, которые позволяют оптимально концентрировать ресурсы. Приоритетными направлениями кластерной политики, способными обеспечить экономический рост и высокую конкурентоспособность Ленобласти на межрегиональных и международных рынках, определены машиностроение, автомобилестроение, судостроение, химическое и нефтехимическое производства, фармация и радиология, лесопереработка и целлюлозно-бумажное производство, промышленность строительных материалов, агропромышленный комплекс.

Завод по производству газового оборудования 57-03.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНОБЛАСТИ
Завод по производству газового оборудования
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНОБЛАСТИ

Комплексная застройка

Одна из наиболее разительных перемен в Ленинградской области произошла за последние несколько лет в строительстве жилья и социальных объектов. Если в 2012 году в регионе было сдано 1,14 млн кв. м жилья, то в 2015-м — 2,32 млн. А налоги от работы строительного комплекса региона за это время увеличились менее чем с 1 млрд рублей в год почти до 8 млрд рублей. «Мы проводим политику открытости и гласности в отношениях с застройщиками, мы установили четкие, понятные правила игры и не меняем их, мы возвращаем застройщикам стоимость построенных социальных объектов за уплаченные ими налоги. Поэтому почти все застройщики, работающие в Петербурге, строят и у нас», — объяснил «Эксперту» заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин.

При этом в области кардинально изменилось и качество застройки. Например, за счет программы «Социальные объекты в обмен на налоги», которая предусматривает выкуп в муниципальную собственность построенных объектов в счет налогов, уплаченных строителями в бюджет региона, в новых жилых комплексах уже появилось семь новых детских садов на 720 мест. Всего по соглашениям с застройщиками в рамках этой региональной программы до конца 2036 года планируется построить 83 детских сада на 14701 место и 30 школ на 24603 места. Сейчас строится 16 детсадов и две школы.

Кроме того, и само новое жилье не принимается сейчас в эксплуатацию без сопутствующей социальной, жилищно-коммунальной и дорожной инфраструктуры. «Еще год назад губернатор Александр Дрозденко поставил задачу синхронизировать графики ввода жилья, строительства дорог и возведения детских садов и школ. У нас есть пример южного Мурино: по окончании дорожного сезона 2016 года план строительства дорог в новостройках выполнен более чем на 90 процентов. Мы увидели, что дороги построены, и только после этого начали вводить дома в эксплуатацию», — говорит Михаил Москвин. С этого в регионе начала работать программа зонального подхода к градостроительству «Светофор», согласно которой область разделена на три зоны с разными условиями работы застройщиков. Таким образом правительство области намерено создать условия для более равномерного распределения объектов жилищного строительства по территории региона.

 57-04.jpg

Кроме того, региональные власти начали активно использовать механизм концессии для модернизации жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры. В октябре, например, «Газпром теплоэнерго», первым заключившее концессионное соглашение в сфере ЖКХ, ввело в эксплуатацию в Тихвине крупнейшую на Северо-Западе России котельную мощностью 209,6 МВт стоимостью 2,6 млрд рублей. Она обеспечит теплом большую часть жилого фонда и социальных объектов города. Следующим городом области, где «Газпром» намерен реконструировать систему теплоснабжения на условиях концессии, по словам главы национального газового концерна Алексея Миллера, станет Бокситогорск.

Председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит: «Для проработанных проектов деньги у инвесторов есть»

 

Валерий Израйлит — председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга», президент регионального отделения РСПП по Ленинградской области, член правления РСПП.

 

— Каковы сильные стороны Ленинградской области? Крайне удачное экономическое и политико-географическое расположение: на границе со странами Европейского союза, на берегу Балтийского моря, которое дает выход к международным рынкам. Это уже не окно, это большая дверь в Европу и дальше ко всему миру, его торговым площадкам. Сегодня через регион на глобальные рынки отправляется около 200 миллионов тонн грузов в год. Дальнейшие перспективы развития связаны с включением региона в интермодальный коридор на базе Великого Шелкового пути и со строительством индустриальных кластеров.

Советский Союз в свое время принял решение строить и модернизировать порты в прибалтийских республиках, поскольку порт Ленинграда все меньше соответствовал крупнотоннажным перевозкам.

После распада страны в 1991 году возникла явная зависимость во внешней торговле от наших соседей. Уже в 1992-м одна из первых федеральных программ в нашей новейшей истории — «Модернизация транспортной системы России» — предусматривала строительство собственных портов на Балтийском побережье. Несмотря на недостаточное финансирование и противодействие прибалтийских портов, в начале 2000-х все-таки появились порты в Высоцке, Приморске и Усть-Луге. Что касается Усть-Луги, то сегодня это единственный многофункциональный порт, способный обрабатывать любые виды грузов. В порту введены в эксплуатацию 12 терминалов и нефтебаза «Усть-Луга» — конечная точка БТС-2. В стадии проектирования и строительства находятся еще три транспортно-технологических комплекса. Завершено строительство основных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры порта. Обеспечено непрерывное паромное сообщение Усть-Луга — Калининград.

По грузообороту порт Усть-Луга — второй в России и крупнейший на Балтике. В ближайшей перспективе порт Усть-Луга станет лидером в Российской Федерации и войдет в пятерку крупнейших портов Европы.

Однако останавливаться на достигнутом, несмотря на позитивную динамику развития, нельзя. Безусловно, Ленинградская область может стать частью формирующегося транспортного коридора — так называемого Великого Шелкового пути. Для этого у нас есть вся необходимая транспортная инфраструктура, а самое главное, присутствует серьезный интерес казахских и китайских коллег, которые считают этот маршрут чрезвычайно важным и эффективным.

Другое стратегическое направление — комплексное развитие территории, прилегающей к порту, наподобие Антверпена, Роттердама, и сегодня эта идея находится в стадии проработанной концепции.

В Усть-Луге построен уникальный транспортный хаб, в котором сходятся морской, автомобильный, железнодорожный и трубопроводный транспорт, рядом есть атомная станция. Иными словами, у нас есть площадка для формирования крупного индустриального парка. Соответствующий проект «Комплексное развитие морского торгового порта Усть-Луга и прилегающей территории» мы представили президенту России Владимиру Путину во время одного из его визитов в порт. Проекту был присвоен статус приоритетного проекта Северо-Западного Федерального округа.

Комплексное развивать территорию предполагается на основе взаимоувязанных кластеров. Среди них можно отметить транспортный, который уже, по сути, существует, селитебный — мы строим город для портовиков и рабочих. Индустриальный парк на основе крупных предприятий по глубокой переработке углеводородов — один из главных драйверов всего проекта. В частности, представляют интерес технологии передела природного газа.

К нашему проекту комплексного развития территории уже проявляют интерес разные компании, выражают заинтересованность в том, чтобы «вписаться» со своими идеями в нашу концепцию. Мы, конечно же, приветствуем такой интерес наших партнеров и вообще открыты к предложениям.

Меня часто спрашивают про инвестиционную привлекательность и нашего будущего Усть-Лужского индустриального парка, и Ленинградской области в целом, часто звучат сомнения в перспективности капиталоемких проектов — со ссылкой, разумеется, на кризис и недостаток финансирования. Мое мнение: у инвесторов деньги есть, но для хорошо проработанных, структурированных проектов, защищенных с точки зрения российского законодательства. Для серьезного инвестора важна неизменность условий, в том числе фискальных, на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Я помню, как мы в Усть-Луге, когда порт только строился, подписывали четырехстороннее соглашение между ОАО «Компания Усть-Луга» (заказчик-застройщик порта Усть-Луга), правительством Ленинградской области, МПС (ныне ОАО РЖД) и Министерством транспорта РФ о распределении сфер ответственности каждой из сторон и увязкой по срокам. Фактически речь шла о государственно-частном партнерстве, которое нам приходилось, можно сказать, изобретать. Это была, по сути, декларация о намерениях.

Но времена меняются. Данная юридическая конструкция уже никого удовлетворить не может. Есть новые юридические формы организации, ГЧП, например, территории опережающего развития, индустриальные парки, работает закон о концессиях. Прошел первое чтение законопроект о свободных портах.

Мы внимательно следим за законотворческим процессом и, безусловно, будем рассматривать новые юридические механизмы, чтобы использовать их при строительстве индустриального парка. Мне представляется, что, скажем, статус свободного порта — хороший инструмент для привлечения новых грузов, партнеров, развития складской и производственной зоны в порту. Так развивался весь мир, и этот механизм прекрасно подходит для Усть-Луги, универсального порта, который в год своего пятнадцатилетия, в 2017-м, выйдет на рубеж перевалки 100 миллионов тонн грузов.

Даже в сложных экономических и внешнеполитических условиях экономика «западных ворот» России показывает устойчивый рост Объем валового регионального продукта Ленинградской области (млрд руб.) Инвесторы продолжают диверсифицировать экономику Ленинградской области Прогноз распределения объема инвестиций в 2016 году в основной капитал в Ленобласти по видам экономической деятельности (%)

У партнеров

    «Эксперт»
    №45-46 (1007) 14 ноября 2016
    Непредсказуемый импульсивный революционный
    Содержание:
    Лечебная революция Трампа

    Приход Дональда Трампа в Белый дом дает шанс остановить гниение. Причем не только в Америке, но и во всей системе международных отношений

    Потребление
    Специальное обозрение
    Реклама