У банков снова все отлично

«Банковская система прошла острую фазу, заканчивается фаза стагнации, и я вижу признаки восстановительного роста», — заявил на минувшей неделе зампред Банка России Василий Поздышев на встрече с представителями Ассоциации российских банков (АРБ). Зампред ЦБ отметил, что активы российских банков растут даже несмотря на то, что ежегодно из-за отзыва лицензий система теряет около 1,5% всех активов. Кредиты экономике растут два месяца подряд на 0,3–0,4%, и, если такая динамика продолжится, мы выйдем на 5–6% роста в год, порадовался представитель ЦБ. По словам Поздышева, банки миновали и кризис риска: просрочка снова снижается, ее доля с сентября снизилась на 0,3 процентного пункта, с 7,5 до 7,2% в кредитах юрлицам и с 8,6 до 8,3% по кредитам физлицам (кстати, последние займы тоже растут, по данным ЦБ).
За десять месяцев этого года российские банки заработали вчетверо больше, чем за аналогичный период 2015-го, 714 млрд рублей, и сформировали 400 млрд рублей резервов. «Банковская система вышла в нормальный режим генерирования маржи», — заявил Василий Поздышев. При этом треть банков по-прежнему остается убыточной — во многих случаях «просто из-за неправильной бизнес-модели, работающей не первый год», полагают в ЦБ.
«Главный вклад банковской системы в экономику заключается не в объеме кредитования, а в стабильности банковского сектора», — напутствовал банкиров на встрече с АРБ первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин. Для поддержания стабильности и стимулирования сбережений ЦБ собирается держать реальные положительные ставки на уровне 2–3%. «Существующая структура ставок оптимальна, для работающих предприятий ставки не являются запретительными, а долгосрочным кредитованием банки не должны заниматься, для этого есть другие инвестиционные инструменты», — заявил Тулин. Интересно, что даже в Сбербанке эту точку зрения не очень разделяют. Несколько дней спустя, выступая на XIII Федеральном инвестиционном форуме, старший экономист Sberbank CIB Антон Струченевский предупредил, что ЦБ практически добился своего — снизил инфляцию до 4% годовых, но с учетом этого реальные ставки для предприятий слишком высоки. «Ниже 12 процентов очень сложно получить кредит, а это восемь процентов в реальном выражении», — заявил Струченевский, при том что предприятия не видят такого денежного потока, который соответствовал бы такой реальной ставке, ведь спрос снижается вслед за снижением реальных зарплат. В итоге банки все еще не видят серьезного спроса на кредиты со стороны бизнеса. Слишком жесткая денежно-кредитная политика может помешать нам в 2017 году увидеть даже один процент роста ВВП, полагают в Sberbank CIB.
№47 (1008)
21 ноября 2016 - 27 ноября 2016 В номере: Главное Главная новость Разное Русский бизнес- Реинкарнация «Трансаэро»: миф или реальность?
- ЗОЖификация страны
- Как не угробить локомотив экономики
- «Найдутся инвесторы, которые придут и построят источник тепла»