Мы рождены петь и танцевать

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура журнала «Эксперт»
28 ноября 2016, 00:00

Суперзвезда академической музыки Борис Березовский выводит народную музыку из культурного гетто

В этом году во втором фестивале «Музыка Земли» приняли участие три сотни творческих коллективов, из которых были отобраны 12 победителей. Заключительный гала-концерт прошел на сцене Мариинского театра

Борис Березовский объясняет свое желание заниматься фестивалем «Музыка Земли» искренним интересом к фольклору. Будучи сам плоть от плоти музыки академической, достигнув в ней всех вершин, которые только были возможны, он вдруг открыл для себя музыку народную так, словно бы уже давно ее знал: эти мелодии уже проникли в его сознание посредством всей той музыки, которую он до сих пор играл. Со стороны увлечение Березовского народной музыкой выглядит как желание расширить о ней представление, узнать еще одну ее грань, и он прямо или косвенно говорит об этом в своих интервью. В этом желании, которое не столь уж характерно для современных академических музыкантов, видна его любовь к музыке. Просто степень искренности этой любви такова, что не позволяла ему замкнуться в границах привычного и позволила совершить открытие в области, где, казалось бы, он знает все, что только можно знать.

По отношению к народной музыке, как русской, так и всех остальных народов, населяющих Россию, в общественном сознании существует чересчур много стереотипов. Они до сих пор простираются в диапазоне от «Калинки», многажды пропетой в каких только можно эфирах истеричным фальцетом в окружении суровых мужских голосов Краснознаменного ансамбля им. Александрова, и сдержанным архаичным стилем ансамбля Дмитрия Покровского. Однажды этот ансамбль совершил почти революционный прорыв с помощью саксофониста Пола Уинтера, записав с ним совместную пластинку, которая со временем тоже превратилось в один из стереотипов о том, как может звучать народная музыка. Но все это было бесконечно далеко от реальной жизни. Все попытки загнать народную музыку на большую сцену рано или поздно просто выхолащивали ее — лишали какого-то очень важного содержания, без которого присоединение к слову «музыка» определения «народная» становится бессмысленным.

Академическая музыка, не сознаваясь в этом, переживает один из самых серьезных кризисов в своей истории. Люди отвергают современную музыку, продолжая бесконечно прослушивать то, что было написано в предыдущие века. А то, что пишут современные композиторы, вызывает очень сдержанный интерес.  Это звучит на каких-то фестивалях, есть какие-то записи, но имя любого из ныне живущих композиторов нельзя поставить рядом с именами Баха, Моцарта, Бетховена — они просто теряются в тени. Но это происходит не по вине излишне консервативных слушателей. Они мало того что выбирают то, что им нравится, но и следуют культурной традиции, которая в какой-то момент стала обращена в прошлое и зациклилась на нем. Возможно, в начале XX века композиторы пошли творческим путем, который и завел их в тупик. В этом контексте фестиваль «Музыка Земли» — один из вариантов поиска выхода из тупика, попытка извлечь новый опыт отношений и с музыкой, и с аудиторией. Попытка сойти с высокой сцены, возвышающейся над аудиторией, и спуститься зал, чтобы спросить: а вам на самом деле нравится то, мы что мы для вас играем?

Фестивалей народной музыки множество. Они существуют хотя бы потому, что по-прежнему есть народные коллективы — нить их существования не прерывается, несмотря ни на что. Современная массовая культура пытается их переварить, предлагая народным музыкантам внедриться в нее исполнением поп-хитов — образец тому «Бурановские бабушки», которые пережили свою славу на «Евровидении» и были благополучно забыты. Академическая, а вместе с ней и популярная музыка могут в этом случае только торжествовать.

Но мы видим и другие примеры, и наиболее уместно здесь упомянуть Ирландию, которой удалось сделать свою традиционную музыку и танцы под нее предметом экспорта, что в конце концов стало основой и для успеха коллективов, играющих современную музыку. Некоторые из них, такие как группа U2, попросту захватили мир. Очевидно, что в основе этого успеха положение, которое занимает ирландский фольклор в культуре страны в целом, то, что именно он является движущей силой, источником вдохновения.

Народная музыка нуждается в том, чтобы хотя бы ненадолго стать мейнстримом, чтобы все музыкальные направления хотя бы ненадолго перемешались и взаимно обогатились. Фестиваль «Музыка Земли» должен обрести телевизионный формат и превратиться в телевизионное шоу, иначе стереотипы так и будут довлеть над общественным сознанием: дескать, народная музыка — это для «Бурановских бабушек». Нужен прорыв. Нужно шоу формата «Голоса», чтобы все приникли к экрану и болели за исполнителей, которые им нравятся. Сегодня это единственный путь к изменению культурной ситуации. Нам нужно свое «Этноевровидение», которое вполне может претендовать на то, чтобы стать шоу планетарного масштаба. Народные музыканты есть везде, и им нужен какой-то объединяющий их проект. Почему бы ему не появиться в России? Музыка — одно из сильных по воздействию видов искусств на людей и на окружающее их пространство: эмоциональное и интеллектуальное. Пусть с ее помощью люди попытаются ответить самим себе на вопросы: кто я? что я? почему я именно здесь и сейчас?

Особенность народной музыки в том, что это музыка, вовлекающая слушателя в действие. Он легко может перейти в категорию исполнителя. Он может как минимум танцевать, и на выступлениях народных коллективов это выглядит куда естественнее, чем танцы в проходах больших концертных залов на выступлениях эстрадных исполнителей. Но самое главное — это проникновение музыки в повседневную жизнь. Музыка может не только слушаться, но исполняться. Музыка может превращаться в одну из форм взаимного общения, как это было еще совсем недавно, но почти утрачено в городской жизни. Люди разучились петь и от того сделались несчастливы. Памятуя о «Калинке» в исполнении Краснознаменного ансамбля им. Александрова, они не воспринимают народную музыку как то, что можно петь хотя бы в караоке. Фестиваль «Музыка Земли» преподносит фолк-музыку в максимальном близком обычным людям формате. Да, он на самом деле существует.