Цена справедливости

Экономика и финансы
Москва, 27.02.2017
«Эксперт» №9 (1019)
По расчетам «Эксперта», серьезное повышение ставки НДФЛ для сверхбогатых людей даст бюджету дополнительно до 1,5 трлн рублей. Это примерно половина бюджетного дефицита — и гораздо больше, чем можно получить, поднимая ставку НДФЛ для всех, то есть преимущественно для бедных

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Вновь и вновь всплывает тема повышения подоходного налога с нынешних 13 до 15–17%. Правительство пока вроде бы против. Президент Владимир Путин однозначно заявлял, что до 2018 года налоги меняться не будут. Однако околоправительственные эксперты уже вовсю готовят расчеты, как повышение НДФЛ поможет закрыть дефицит бюджета. При этом власти наотрез отказываются обсуждать введение прогрессивной ставки для сверхдоходов: дескать, бюджет не получит больше денег, доходы уйдут в тень; а главное, будет нанесен удар по среднему классу, возникновение которого — одно из основных социальных достижений постсоветской эпохи. Это стандартные аргументы российских финансовых властей и близких к ним экспертов (например, главы ЦСР Алексея Кудрина) против введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Политическое прикрытие средним классом действует безотказно. Действительно, ведь российский средний класс по меркам Западной Европы или США совсем небогат. Как же брать с людей с доходом несколько тысяч долларов в месяц (или даже одну тысячу долларов — а в России это уже средний класс) повышенный налог?! Эти люди ведь только-только встают на ноги. Их доходы позволяют купить скромный автомобиль или небольшую квартиру по ипотеке… Совершенно с этим аргументом согласны. Не надо повышать налог на доходы среднего класса. Речь надо вести не о среднем классе, а о по-настоящему богатых, очень богатых людях, мультимиллионерах, которых государство попросту не видит. На самом же деле, если поднять равномерно ставку подоходного налога с бедных и даже со среднего класса, можно получить гораздо меньше, чем с небольшой прослойки ультрабогатых. И наши расчеты это однозначно подтверждают.

Для начала попробуем посмотреть на известные цифры. Денежные доходы населения в 2015 году, по данным Росстата, составили 53 трлн рублей. Поступления от НДФЛ в бюджетную систему страны за 2015 год — 2,8 трлн рублей. Это означает, что база для НДФЛ — 21,5 трлн рублей. Посмотрим на укрупненные статьи денежных доходов граждан. Близкая величина — 20 трлн рублей — зафиксированная Росстатом оплата труда наемных работников. Похоже, обложение именно этого вида доходов администрируется практически на 100%. Это и понятно: налоговым агентом является работодатель, который автоматически платит НДФЛ с «белой» зарплаты своих работников. Еще без малого 10 трлн рублей население получает в виде пенсий и других социальных трансфертов. И полтора триллиона — от продажи валюты. По обеим последним категориям доходов НДФЛ не взимается. И тем не менее мы «не находим» НДФЛ с оставшихся 22,4 трлн рублей. В эту сумму входят и доходы от предпринимательской деятельности, и доходы от собственности (проценты, дивиденды, доходы от продажи недвижимости, находящейся в собственности менее трех лет, доходы от аренды и др.), и неклассифицируемая статведомством статья «Другие доходы» в размере аж 14 с лишним триллионов рублей. Получается, что реальная эффективная ставка налогообложения доходов граждан у нас не 13%, а чуть менее 7%. И на самом деле налоги

У партнеров

    Кроме «калашникова»

    Президент поставил перед оборонно-промышленным комплексом страны задачу наладить выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Для ее решения следует тщательно учесть позитивный и негативный опыт конверсии в СССР, постсоветской России и за рубежом

    Главная новость
    Экономика и финансы
    Общество
    Потребление
    Реклама