На оптимистической ноте

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
27 марта 2017, 00:00

Европейский и мировой авторынок набирают обороты, что позволяет ведущим производителям еще более активно развивать модельные ряды, разрабатывать новейшие технологии, совершать значимые сделки по слияниям и поглощениям

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Завершившийся недавно очередной Женевский автосалон в этом году проходил на небывалом подъеме: ведущие мировые автопроизводители представили на своих стендах в общей сложности порядка 900 моделей включая 148 мировых и европейских премьер и рассказали о ближайших планах.

И планы эти преисполнены оптимизма: европейский рынок оправился после затяжного падения 2007–2012 годов и последние три года уверенно набирает скорость. По данным Международной организации автопроизводителей (OICA), регистрация новых машин в Европе за последний год увеличилась на 10% и достигла 17,2 млн единиц (см. график 1). При этом динамично растут продажи почти во всех западноевропейских странах, например в Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Греции, Испании, Швеции. Но главное, уверенный рост наблюдается на ключевых европейских автомобильных рынках, к которым относятся Франция, Германия, Италия и Великобритания.

«Европейский авторынок уверенно растет, причиной этого служат стабилизация и рост мировой экономики. Жители европейских стран почувствовали стабильность и уверенность в будущем, поэтому спрос на автомобили увеличивается. Мы убеждены, что в России в ближайшее время автомобильный рынок тоже стабилизируется и продажи новых машин начнут прирастать», — рассказал «Эксперту» Дени ле Во, директор региона Евразия компании Renault.

Битва гигантов

Растущий европейский и мировой авторынок стимулирует его участников активизироваться. Глобальные автогиганты разворачивают нешуточную борьбу за лидерство. Впервые в истории по итогам прошлого года на первое место в мире по выпуску автомобилей вырвался концерн Volkswagen, который за 2016 год произвел 10,13 млн машин (см. график 2), обогнав японский концерн Toyota (10,01 млн). С небольшим отставанием от лидеров держатся американский гигант General Motors и франко-японский альянс Renault–Nissan с показателем 9,6 млн машин. Наращивает продажи идущий следом корейский концерн Hyundai–Kia (7,82 млн).

Канун Женевского автосалона ознаменовался громкими объявлениями о слиянии и поглощении автомобильных брендов. За день до открытия выставки группа Peugeot–Citroën (PSA) объявила о приобретении марки Opel/Vauxhall и европейского подразделения GM Financial у General Motors за 1,3 млрд евро и 0,9 млрд евро соответственно. Представители PSA заявили, что присоединение Opel/Vauxhall, чей оборот в ушедшем году составил 17,7 млрд евро, сделает группу второй по величине автомобильной компанией Европы с долей рынка 17%.

Активно обсуждалось в Женеве произошедшее ранее поглощение марки Mitsubishi, которую группа Renault–Nissan приобрела в прошлом году за 2,2 млрд евро. На выставке на специальной пресс-конференции глава Renault–Nissan Карлос Гон объявил, что сейчас реализуется план синергии активов Mitsubishi в структуру альянса, что позволит увеличить его оборот с 4,3 млрд евро в прошлом году до 5,8 млрд евро в 2018-м.

После кризиса европейский авторынок жмет на газ. Автогиганты усиливают борьбу  70-02.jpg
После кризиса европейский авторынок жмет на газ. Автогиганты усиливают борьбу

Участники Женевского автосалона гадали, какую еще автомобильную марку ожидает поглощение в ближайшем будущем. Накануне выставки появились сообщение о возможных переговорах Volkswagen о слиянии с Fiat Chrysler Automobiles NV (FCA). И позже главный исполнительный директор Volkswagen Маттиас Мюллер публично подтвердил, что не исключает возможности подобного диалога, однако более конкретных комментариев пока не последовало.

Кроссоверы в почете

Что касается премьер Женевского мотор-шоу, то в этом году здесь было на что посмотреть с точки зрения серийных новинок. На стендах участников выставки красной нитью прослеживался продолжающийся тренд роста популярности кроссоверов, которые находят все больше поклонников благодаря своей универсальности.

Например, громким событием стала презентация нового внедорожника Range Rover Velar, который вызвал симпатии публики благодаря смелому и броскому дизайну. Много шума на выставке наделала премьера кроссовера Volvo XC60, отличительной чертой которой стала новейшая система безопасности: теперь автомобиль не только автоматически тормозит, но и способен сам рулить. Новой системой автономного управления оснащен и новый кроссовер Nissan Qashqai; она называется ProPilot и, в частности, способна передвигаться самостоятельно в пробках.

Новый Nissan Qashkai: теперь с элементами автономного управления 70-05.jpg АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ
Новый Nissan Qashkai: теперь с элементами автономного управления
АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Марка Mazda представила на своем стенде обновленный кроссовер CX-5, также оснащенный новейшими системами безопасности, среди которых решение G-Vectoring Control (GVC), которое оптимизирует загруженность каждого из колес и снижает риск боковых кренов. Subaru выкатил новое поколение кроссовера XV, который построен на базе модели Impreza. Порадовала своих поклонников Mitsubishi, которая показала броский серийный автомобиль — кроссовер Eclipse Cross, позиционирующийся как скоростной кроссовер.

Все упомянутые выше машины появятся в России в ближайшее время. А вот новый кроссовер Opel Crossland X, увы, на российский рынок, скорее всего, поставляться не будет: эта марка, как известно, ушла из России. Кстати, модель воплощает собой слияние технологий, которое происходит в результате слияния марок Opel и Peugeot: платформа у новой модели взята у кроссовера Peugeot 2008.

Удивила марка Mercedes-Benz своим внушительным внедорожником Mercedes-Maybach G 650 Landaulet, который имеет мощнейший турбированный мотор в 630 л. с. и редкий кузов типа ландо. Марка BMW привезла на автосалон «пятерки» нового поколения в кузове универсал — BMW 5 Series Touring, который может перевозить более тяжелые грузы. В кузове универсал теперь доступна и роскошная модель Porsche Panamera, с которой немецкая компания сдернула покрывало на своем стенде.

Volkswagen, в свою очередь, выстрелил новой красивой моделью Arteon, которая пришла на смену Passat CC. По соседству Škoda представила обновленную модель Rapid, которая стала интереснее внешне и технически; ее производство скоро начнется на заводе в Калуге. Приятно удивила корейская Kia серийным фастбеком Stinger GT, оснащенным бензиновыми двигателями мощностью 255 и 365 л. с., который будет поставляться в Россию.

Volkswagen Arteon — преемник модели Passat CC 70-06.jpg АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ
Volkswagen Arteon — преемник модели Passat CC
АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

И конечно, ни один Женевский автосалон на обходится без суперкаров. В этот раз толпы публики собрала премьера мощнейшего спорткара от Ferrari 812 Superfast с 800-сильным V-образным 12-цилиндровым двигателем. Renault на радость поклонникам объявила о возрождении своего спортивного подразделения Alpina. Выставленное спортивное купе A110 выделяется динамикой прежде всего благодаря своей алюминиевой платформе.

Немало в этом году на женевской выставке было и автомобилей класса люкс. Bentley представил роскошный концепт кабриолета Exp 12, который имеет полностью электрический привод. А Rolls-Royce продемонстрировал уникальную модификацию Ghost Elegance, окрашенную краской, в состав которой входят частички тысячи измельченных бриллиантов.

Беспилотное будущее

Женевский автосалон в этом году запомнился также свой технологичностью. На стендах производителей было много действительно интересных технических разработок. Продолжается бурное развитие электромобилей и машин с гибридными двигателями. Например, Renault, занимающая четверть рынка электромобилей в Европе, представила новую модель ZOE, которая может от одного заряда проехать уже не 150–200 км, как раньше, а 400–500.

Электрокар Renault ZOE увеличил автономный пробег вдвое — до 400 км 70-04.jpg АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ
Электрокар Renault ZOE увеличил автономный пробег вдвое — до 400 км
АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

В этом году на выставке было представлено особенно много идей о беспилотном будущем автомобильного транспорта. Почти все крупные автопроизводители продемонстрировали тот или иной вариант своего видения беспилотного управления автомобилем. Например, Nissan на специальном круглом столе рассказал, что в городских условиях Лондона активно тестирует беспилотник, построенный на базе модели Leaf. Компания также планирует развивать свою оригинальную технологию SAM (Seamless Autonomous Mobility), которую разрабатывает совместно с американским космическим агентством NASA. Смысл этой технологии заключается в наличии специального центра управления беспилотными автомобилями, когда в случае возникновения непредвиденных ситуаций машина автоматически будет запрашивать помощь у диспетчера, который будет помогать ей сделать тот или иной маневр. На круглом столе было также объявлено, что серийное производство беспилотных автомобилей Nissan планирует начать после 2020 года.

Еще одна оригинальная технология была представлена на стенде Audi в концепте Audi Q8. Речь идет о так называемых матричных фарах (Audi Matrix LED). Фары содержат по 25 светодиодов, разбитых на пять групп, по пять светодиодов в каждой. Каждая группа имеет рефлектор с линзой и управляется электроникой. Вся эта конструкция лишена поворотных механизмов, а перенаправление светового пучка осуществляется путем изменения фокуса светового луча: электроника по отдельности меняет яркость светодиодных блоков либо отключает их. Система вступает в работу при достижении автомобилем 60 км/ч в условиях города или после 30 км/ч на трассе. Наличие подобной светотехники позволяет не ослеплять водителей транспортных средств, освещать дорожные знаки и пешеходов, «заглядывать» за поворот.

Наконец, бурный интерес вызывала разработка Pop Up от авиастроительного концерна Airbus и итальянского автоателье Italdesign. Согласно их идее, у человека в будущем будет индивидуальная транспортная капсула; в зависимости от конкретных условий ее можно будет устанавливать на колесные платформы, перемещать по железным дорогам, а также подцеплять к роботизированным дронам. Человеку достаточно будет через соответствующий сервис задать конечную точку, а система сама автоматически проложит оптимальный маршрут, задействует наиболее оптимальные типы транспорта, основываясь на загруженности дорог и расчетном времени в пути.

 

Женева — Москва

Жиль Норман, старший вице-президент по электромобилям компании Renault:

— Без преувеличения, электромобили сейчас значимым трендом развития всей мировой автомобильной индустрии. Пекин, Нью-Дели, Париж и другие мегаполисы все больше страдают от повышенных загрязнений от транспорта. И в связи с этим машины с двигателем внутреннего сгорания подвергаются все большим ограничениям и регулированию как источник вредного загрязнения. Видя это все, автопроизводители осуществляют значительные инвестиции в разработку и производство электромобилей. При этом для потребителей выбор электромобилей растет, они становятся все более функциональными и доступными. Компании Renault сейчас удается удерживать лидерство по электрическим автомобилям в Европе, нам принадлежит 25 процентов всего рынка.

Мы довольно успешно развиваем весь модельный ряд электромобилей. Модель Renault ZOE за последние два года стала самым продаваемым электрокаром на европейских рынках. У нас также есть двухместная городская модель Twizy, мы развиваем электрические легкие коммерческие автомобили, такие как Kangoo, а также Master, который появится на рынке к концу года. На этой женевской выставке мы представляем обновленную модель ZOE, пробег которой от одной зарядки сейчас достигает 400 километров. За весь прошлый год в общей сложности мы продали 25 тысяч новых ZOE. При этом только за последние два месяца мы приняли заказов уже на 15 тысяч обновленных ZOE. Во Франции электромобили становятся все более популярными благодаря поддержке государства. Например, цена ZOE составляет порядка 24 тысяч евро, из них около 10 тысяч государство выплачивает как компенсацию покупателю электромобиля. Можно взять ZOE в лизинг, в этом случае машина будет обходиться в 179 евро в месяц, это тоже очень привлекательно для покупателей. Еще у нас есть схема, когда покупатель может взять в лизинг одни батареи, а это самая дорогая часть машины.

Увеличить пробег ZOE удалось во многом за счет того, что мы смогли сделать батареи в этой модели еще более эффективными. Это произошло в основном за счет усовершенствования химического состава батарей, а также улучшения материала, из которых они сделаны. При этом мы немного увеличили размер батарей, но только на 20 процентов, при том что автономный пробег от одной зарядки увеличился вдвое. В ближайшее время мы планируем еще больше усиливать автономность наших автомобилей, до 600–700 километров от одной зарядки. Но, конечно, в разных странах нужны программы поддержки электромобилей, а также развития инфраструктуры для их функционирования. Это относится и к России, где электромобили в будущем также могут хорошо продаваться.

Джин Райт, вице-президент компании «Nissan Восточная Европа»:

— В целом в отношении глобального производства автомобилей мы наблюдаем сейчас позитивный тренд. Что касается России, то мы считаем, что российский авторынок достиг дна, в текущем году он стабилизируется, а потом продажи начнут расти. По нашему мнению, в течение ближайших лет пяти продажи новых машин в России смогут увеличиться примерно на полмиллиона штук. На это влияют такие факторы, как стабилизация цен на нефть, развитие экономики, рост потребительской уверенности. Что касается сегментов российского авторынка, то в условиях кризиса люди покупали более доступные и массовые модели. Сейчас наши ожидания связаны с возможным увеличения продаж в сегменте больших машин и кроссоверов. Я считаю, что в ближайшее время российский автомобильный рынок будет развиваться по такому же пути, как Европа. Я не вижу значимых причин для того, чтобы российский рынок существенно отличался от европейских. Говоря о стратегии марки Nissan в России, стоит отметить, что она в первую очередь нацелена на развитие кроссоверов. На женевской выставке мы представляем обновленный Qashkai, который, по сути, десять лет назад создал сегмент кроссоверов. В целом сейчас кроссоверы, как и наш Qashkai, становятся все технологичнее, безопаснее, комфортнее. В частности, в новой модели Qashkai мы предлагаем элементы автономного вождения и помощи водителю, которые существенно повышает безопасность нашего кроссовера. 

BMW запускает беспилотники

Заметный в Женеве тренд развития беспилотного транспорта поддержал концерн BMW, который на своей недавней годовой пресс-конференции в Мюнхене объявил о старте масштабных тестов своих беспилотных технологий.

На пресс-конференции было объявлено, что в новых тестах будут участвовать 40 тестовых автомобилей, которые в первую очередь испытают системы автономного вождения в городской среде. Тесты будут проходить на дорогах Европы и США; предполагается, что в них будут участвовать модификации BMW седьмой серии. «Мы стремимся к полностью автономному вождению и хотим развивать это направление своими силами, а также в сотрудничестве с ведущими компаниями в этой области», — заявил Харальд Крюгер, председатель правления BMW Group.

По его словам, полностью автономный автомобиль BMW появится предположительно к 2021 году, а система автономного управления на нем получит название i-Next. В общей сложности пробег тестовых беспилотных автомобилей BMW до 2021 года должен достигнуть 15 млн километров, при этом развитие автономных машин во многом зависит от законодательных норм в их отношении, которые будут приняты на ведущих автомобильных рынках. «Развитие автономной езды в первую очередь связано с безопасностью. Мы должны быть уверены, что все оборудование и программное обеспечение подобных систем работает на самом высоком уровне. Нам также нужно определить оптимальный тип конструкции для таких автомобилей: например, сколько сенсоров нужно, чтобы беспилотникам было безопасно ездить в городе», — подчеркнул Харальд Крюгер.

В 2016 году BMW Group потратила на НИОКР 5,16 млрд евро, и в ближайшие годы эти инвестиции предполагается увеличить. На пресс-конференции также было объявлено, что в 2017 году концерн BMW планирует продать 100 тыс. электромобилей (в прошлом году было продано 62 тыс.) и к 2025 году их доля должна достичь от 15 до 25% всех продаж марки BMW в мире. А всего за 2016 год концерн продал 2,3 млн машин, что на 5,3% больше, чем в 2015-м; общий оборот компании достиг 94,1 млрд евро, на 2,2% больше, чем годом ранее. До конца 2018 года BMW Group планирует выпустить 40 новых моделей, в том числе новые Х2, Х3, Х7.

Имеет концерн BMW и планы развития производства в России. Оливер Ципсе, член правления BMW Group, отвечающий за производство, рассказал, что пока этим планам препятствует неважное состояние российского автомобильного рынка. «У нас есть партнер в России — компания “Автотор” в Калининграде. До недавнего времени нашим планам развития производства в России мешал кризис, но сейчас мы видим, что экономика в России стабилизируется, рынок восстанавливается, и не исключено, что в ближайшее время мы будем принимать решение о развитии наших производственных мощностей в России», — отметил Оливер Ципсе.

Мюнхен — Москва