Чем удивить Сканду
Появление новых игроков на глобальном рынке вооружений и падение спроса в ряде азиатских государств вынуждают Россию форсировать разработки современных образцов военной техники совместно со стратегическими партнерами

Уже к 2020 году мировой рынок вооружений увеличится на треть, а его емкость вплотную приблизится к 150 млрд долларов. Но почти весь этот прирост придется на страны НАТО, ближневосточные монархии, Южную Корею, Японию и Китай. А вот расходы на покупку военной техники наших традиционных партнеров из Азии в лучшем случае останутся на прежнем уровне, а то и вовсе могут сократиться. Это объясняется не только стагнацией национальных экономик, но и завершением крупномасштабных программ перевооружения армий в целом ряде азиатских государств. Единственное исключение — Индия. Эта страна в ближайшие полтора десятилетия намерена закупить различной военной техники почти на 230 млрд долларов. И хотя Россия пока еще контролирует более половины индийского рынка, уже через несколько лет наша доля там сократится до 35%. А раз так, то нашему ВПК просто необходимо искать новые рынки сбыта своей продукции. По словам президента страны Владимира Путина, это должно помочь оборонным предприятиям планировать расширение и обновление производств. Это особенно актуально, если учесть, что в ближайшие годы государственный оборонный заказ будет только сокращаться.
Однако нарастить свое присутствие на глобальном оружейном рынке будет очень непросто. Не секрет, что наша техника стремительно теряет свою привлекательность из-за гигантских производственных издержек и постоянного роста цен. Например, пять-семь лет назад наши тяжелые истребители продавались в среднем по 30 млн долларов, а теперь они стоят более 50 млн долларов за штуку. И это при том, что их технические характеристики практически не изменились: где-то поставили новую авионику, где-то увеличили дальность полета — всё это изменения не революционные, боевые возможности наших самолетов четвертого поколения застыли на уровне предыдущего десятилетия. Но, несмотря на это, технологии их создания, как и крылатых ракет, танков и целого ряда других вооружений представляют гигантский интерес для наших традиционных партнеров и союзников. И этим грех не воспользоваться. Необходимо резко усилить уже сложившуюся тенденцию к переходу от торговой парадигмы военно-технического сотрудничества к индустриально-технологической модели. То есть максимально расширять технологическую кооперацию, в том числе с нашими индийскими партнерами, для совместного создания новых образцов вооружения в интересах третьих стран.
Едва ли не самый успешный пример такого партнерства — создание целого семейства крылатых ракет BrahMos, которые уже вовсю производятся на одноименном российско-индийском СП в Нью-Дели. Экспортный потенциал этих ракет только на ближайшие несколько лет оценивается более чем в 10 млрд долларов.
№14 (1024)
3 апреля 2017 - 9 апреля 2017 В номере: Главное- Неслучайный фальстарт
- Ладошки в зеленке, или Консенсус русской молодежи
- Живые люди
- Плодотворный бунт
- В условиях жесткого дефицита
- Чистая шоколада
- Искра не вырвется
- Сортируем все, что сыплется
- Экспорт облачков
- Путешествие русской литературы на Запад
- «Русское кино» для всех
- Финансист, учитель, сталкер
- Крылья для экспорта
- Когда дома делать нечего
- Кадры решают почти все
- Чем удивить Сканду
- Коротко
- Крупные банки против АРБ
- Отложенный отдых
- Украинский газопровод отправят в резерв
- Затянувшийся штурм
- Минимизация не удалась