Экспорт облачков

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента журнала «Эксперт»
3 апреля 2017, 00:00

Модульные центры обработки данных. Разработчик и производитель — компания «Утилекс». Генеральный директор — Владимир Тикунов

Интернет становится все больше, а центры обработки данных (ЦОД) — удаленные хранилища, или облака, — все меньше, по крайней мере на периферии Сети. Некоторые поставщики облачных услуг в последнее время предлагают рынку модульные мини- и микро-ЦОДы (МЦОД). Эти «облачка», как считают эксперты, являются лучшим ответом на лавинообразно растущее число приложений в Сети и порождаемый ими объем информации. Информации зачастую локальной, которую целесообразно хранить как можно ближе к пользователю. «Образно говоря, МЦОД — это специализированный “холодильник” с определенными характеристиками для размещения ИТ- и коммутационного оборудования», — объясняет Валентин Фосс, директор по маркетингу и сбыту компании «Утилекс», разработчика и производителя таких «холодильников».

Валентин Фосс, директор «Утилекса» по маркетингу и сбыту: «Конкурентоспособная цена на нашу продукцию — это результат не локализации производства, а разработки и применения эффективных технологий» 50-02.jpg
Валентин Фосс, директор «Утилекса» по маркетингу и сбыту: «Конкурентоспособная цена на нашу продукцию — это результат не локализации производства, а разработки и применения эффективных технологий»

В числе первых апологетов «облачков» были Google, Facebook и Microsoft, недовольные существующими на рынке решениями. По мнению Виктора Бала, директора центра мобильных компьютерных систем при Microsoft Research, высказанному в одном интервью, обычные ЦОД не позволяют повышать производительность и функциональность мобильных и других устройств, подключающихся к Сети через облако: «Мы не просто становимся более мобильными и генерим или потребляем больше данных. Нам требуется все больше “контекстного переключения” (переключение процессора с одного процесса на другой). Потребителям нужен быстрый доступ и незамедлительная аналитика больших объемов данных, что требует как никогда много вычислительных мощностей и места для хранения данных. К сожалению, из-за существующего дизайна протоколов передачи данных по сети задержка даже в пару десятков миллисекунд может поставить крест на удовлетворенности клиента сервисами. И поскольку сети сотовой связи — значительная часть инфраструктуры интернета, единственный способ решить эту задачу, который я вижу, — развертывание тысяч микро-ЦОД по всему миру». В подтверждение правоты этих слов Netflix (крупнейший сервис онлайн-просмотра фильмов и сериалов) недавно установил МЦОД на Среднем Западе США, где его услуги были менее востребованы, чем в других регионах. И спрос пошел вверх. Оказывается, раньше из-за задержки в обмене данными между Средним Западом и основными ЦОД компании фильмы загружались слишком долго, а онлайн-просмотр был вообще невозможен.

Модульные дата-центры компании «Утилекс» поставляются в две страны 50-03.jpg
Модульные дата-центры компании «Утилекс» поставляются в две страны

Таня Рэндэри, региональный CEO Schneider Electric — одного из мировых лидеров индустрии ЦОД, обращает внимание на растущий промышленный интернет вещей: «Все большее количество информации создается на периферии Сети — на наших смартфонах, разными сенсорами, датчиками, производственными процессами. Промышленный интернет вещей — значимое явление». То есть любой корпоративной структуре не вредно задуматься об обеспечении локальных ресурсов для обработки данных, требующих мгновенного взаимодействия в режиме реального времени: современной роботизированной фабрике; ритейлеру, который ориентируется на индивидуальный подход к покупателю и хочет следить за каждым его шагом; трейдеру или геологоразведке — для быстрой обработки информации на месте; армии — чтобы оперативно управлять военной операцией в зоне конфликта; больнице или банку — чтобы создать комфортный клиентский сервис.

Бизнес может нуждаться просто в увеличении мощности имеющегося ЦОД, в котором закончилось место. И тут ему предлагают «облачко» — от одной до нескольких тысяч стоек с серверами, подключенными через выделенный канал с высокой пропускной способностью и низкой задержкой при обращении к большому облаку. Благодаря тому что МЦОД не является объектом капитального строительства, а сооружается в помещении или на улице на базе быстро возводимого каркасного модуля, он стоит дешевле и реализуется быстрее, чем обычный ЦОД. Кроме того, «облачко» позволяет более гибко планировать ИТ-инфраструктуру, не переплачивая за лишние мощности, которые могут понадобиться через несколько лет.

Кстати, простота в развертывании и обслуживании МЦОД делает их незаменимыми при создании инфраструктуры территориально удаленных офисов и представительств, где не хватает технологий и технически обученного персонала. По этому поводу воображение экспертов уже давно рисует картины, как сети из «облачков» накрывают пустыни Австралии, Центральную Индию или южноафриканскую саванну.

Не удивительно, что аналитики прогнозируют бурный рост рынка МЦОД. Согласно прогнозам, мировой спрос на «облачка» увеличится с 1,7 млрд долларов в 2015 году (на тот момент — 10% всего рынка дата-центров) до 6,3 млрд уже к 2020 году. Самым крупным рынком станет Северная Америка, а развивающиеся страны, такие как Индия, Китай и Бразилия, будут очень быстро расти. В связи с этим Schneider Electric, традиционно специализирующаяся на крупных объектах, приобрела компанию AST Modular, которая занимается строительством и обслуживанием только микро-ЦОД. «Мы хотим строить что-то размером с Париж каждый год», — говорят в Schneider Electric, имея в виду разветвленные сети, состоящие из больших и маленьких ЦОД. О выводе на рынок своих микро-ЦОД заявили и другие ведущие производители — Stulz и Rittal.

Кроме того, на этом рынке появились новые игроки — Baselayer, Cannon Technologies, Colt, — делающие ставку именно на развитие микро-ЦОД и применяющие для этого новаторский инструментарий. К их числу относится и новосибирская компания «Утилекс». «Мы поняли, что на быстрорастущем рынке ЦОД традиционные поставщики не могут оперативно реагировать на изменение спроса, что дает возможность небольшим компаниям успешно занять свою нишу и получить свою долю рынка», — говорит Валентин Фосс.

На ИТ-рынке «Утилекс» работает с 1989 года, будучи раньше известен как крупный системный интегратор. Но в 2009 году, когда во всем мире микро-ЦОД были еще экзотикой, компания начала НИОКР по созданию эскиза первого «облачка» и уже через год полностью свернула свою деятельность интегратора, переориентировавшись на производство инженерной инфраструктуры МЦОД. Выход на мировой рынок новосибирцы запланировали на 2017 год. Между тем в 2016-м к ним сами стали обращаться партнеры и заказчики из других стран. Этому поспособствовало то, что один из российских проектов «Утилекса» вошел в шорт-лист международной премии DatacenterDynamics Awards — своеобразного «Оскара» в индустрии ЦОД.

Экспертный совет DatacenterDynamics Awards высоко оценил построенный «Утилексом» для золотодобывающей компании «Полюс Золото» в Магаданской области микро-ЦОД, состоящий из двух комплексов. Речь шла о решении задач по транспортировке оборудования на расстояние более восьми тысяч километров, скорости развертывания и запуска обоих модулей (всего за полгода с момента подписания договора, полтора месяца из которых ушло на доставку), их приспособленности к работе в самых экстремальных климатических и сейсмических условиях. В соответствии с разработанной уникальной технологией поставщик все подсистемы доставил на место в сертифицированном ISO-контейнере, смонтировал и запустил без применения кранов и других подъемных механизмов на выровненной площадке без фундамента. В инфраструктуре МЦОД была использована разработанная «Утилексом» система управления климатом Clever Breeze с замкнутым контуром ультразвукового увлажнения. Она позволяет отводить до 30 кВт тепла от стойки при температуре воздуха до –55 °С без подключения модулей к водоснабжению и канализации. Таким образом, сбылась заветная мечта мирового ЦОД-сообщества: почти в пустыне (правда, находящейся на Крайнем Севере) была создана основа для сети «облачков» с возможностью дальнейшего гибкого масштабирования без остановки существующего вычислительного и коммутационного оборудования.

Что касается системы Clever Breeze, то на сегодняшний день она адаптирована к условиям реальной пустыни и может работать в любую жару, потребляя при этом минимум электроэнергии. Аналогичным образом в «Утилексе» поступили с другой своей разработкой — автономным энергетическим комплексом Sunflower, предназначенным для электропитания различных объектов без возможности подключения к сети: созданный изначально для российских «северов» и усовершенствованный по просьбе заказчика с Ближнего Востока, этот комплекс выдерживает теперь пылевые бури и предельно высокие температуры (до +80 °С) и может быть полезен в арабских странах при эксплуатации не только МЦОД, но и, скажем, нефте- и газопроводов.

К собственным решениям «Утилекса» относятся также технология производства ограждающей конструкции МЦОД, система размещения оборудования, способы масштабирования комплексов и др. Все это делает продукты «Утилекса» доступными по цене и стоимости владения, в отличие от западных аналогов, которые дороже в полтора-два раза. Причем в компании подчеркивают, что это достигается не локализацией производства, а применением эффективных технологий. Подтверждением того, что дело не в дешевом рубле, служат планы компании, связанные с организацией производства большинства компонентов МЦОД по аутсорсингу в Юго-Восточной Азии, «чтобы не возить железо» в регион, где ожидается большой спрос. И это несмотря на две собственные российские производственные базы — в Новосибирске и Москве.

Экспортный дебют новосибирцев в 2016 году состоялся на рынке Южной Америки, где они заключили партнерский договор с перуанской компанией — поставщиком ИТ-оборудования. А пока готовился этот материал, компания из Камбоджи стала официальным поставщиком решений «Утилекса» в Юго-Восточной Азии. По словам Валентина Фосса, переговоры ведутся также с дилером из Таиланда и инжиниринговой фирмой в ОАЭ. Объем заключенных сделок пока мизерный — около 50 тыс. долларов, или менее 5% выручки.