По итогам 2016 года вновь, уже третий год подряд, зафиксировано сокращение стоимостных объемов как совокупного российского экспорта, так и несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ), который находится в фокусе особого внимания и поддержки со стороны государства. Для завзятых оптимистов утешением может служить то, что ННЭ сжимается заметно слабее общего экспорта, чем обеспечивает увеличение своей доли. По итогам прошлого года она превысила 38% против 27% в 2013 году (см. график 1).
Но гораздо важнее разобраться с происходящими в экспортном хозяйстве процессами изнутри, выявить его потенциал, понять, какие барьеры стоят на пути его роста. Эти вопросы согласился обсудить с «Экспертом» наш постоянный собеседник по этой тематике глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков.
— Петр Михайлович, несырьевой экспорт России продолжает сокращаться. Несмотря на успехи сотен наших компаний на внешних рынках, несмотря на ваши усилия. Неприятно, обидно. В чем дело?
— Я не оцениваю ситуацию столь драматически. Отрицательную динамику несырьевого экспорта в 2016 году определили слабые результаты первого полугодия, связанные прежде всего с неблагоприятной ценовой конъюнктурой на рынках таких товаров, как металлы, удобрения, зерно и ряда других, относящихся к несырьевым. Уже во втором полугодии ситуация изменилась, и мы наблюдали переход несырьевого экспорта к устойчивому росту. Итоги января 2017-го ярко демонстрируют значимость конъюнктурного фактора: год назад в этом месяце было ценовое дно, и сейчас мы увидели рост почти на 40 процентов (см. график 2. — «Эксперт»). При этом во многих сегментах результат 2016 года — положительный. Из десяти крупных отраслевых групп четыре показали позитивную динамику: продовольствие, лесобумажные товары, стройматериалы, драгоценные металлы и камни. На уровне отдельных товаров рост стоимости экспорта показала половина товарного ассортимента: мясо и растительные масла, кондитерские изделия и спиртные напитки, шины и автокомплектующие, косметика и лекарства, стиральные машины и холодильники, лазеры и металлообрабатывающее оборудование. В физическом же выражении, по оценке РЭЦ, несырьевой неэнергетический экспорт России в 2016 году вырос на 2,5 процента — это превышает оценку темпов мировой торговли международными организациями.
Происходят и качественные сдвиги. Например, по многим товарам увеличивается число стран — импортеров нашей продукции. Это свидетельствует о выходе компаний на новые рынки, за пределы традиционного периметра наших комфортных партнеров. При этом доля стран СНГ в нашем несырьевом экспорте за несколько лет существенно сократилась, хотя и остается лидирующей среди других регионов — 22,7 процента по итогам 2016 года.
— Ну, в СНГ основное сжатие приходится по внеэкономическим причинам на Украину. Еще шесть лет назад это был наш четвертый по размеру экспортный рынок, а сегодня — тринадцатый, стоимость экспорта упала в 3,7 раза.
— Украина — особый случай. Давайте оставим его за скобками сегодняшнего обсужд
Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Если разбираться по существу, то молодежь, вышедшая на несанкционированный митинг в Москве осознанно, требует даже не восстановить социальную справедливость, а остановить нарастание социальной несправедливости. У элиты есть и возможность, и необходимость сделать это