В программисты или в массажисты?
Законодательные барьеры, трудности со сбором документов для поступления, дремучесть учреждений медико-социальной экспертизы, низкая заинтересованность вузов, недостаток специальных технических средств обучения — это и многое другое делает недоступным высшее образование для инвалидов

— Медико-социальная экспертная комиссия дала мне инвалидность на два года, хотя должна была дать пожизненно — у меня пожизненная атрофия зрения с рождения. Врачи сказали: «Ну мало ли что, вдруг…» И были сложности, когда меня спросили, кем я хочу стать в дальнейшем. Я сказал, что хочу стать программистом. Они сказали, что незрячий человек не может быть программистом, а может стать только массажистом, — так описывает начало своего пути к получению высшего образования один из абитуриентов-инвалидов, поступавший в вуз летом 2016 года.
В российских вузах учится почти пять миллионов человек. Инвалидов из них, по данным Росстата, чуть больше 18 тысяч — только каждый 33-й почти из 600 тысяч инвалидов в возрасте до тридцати лет (см. схему).
При этом, согласно Росстату, получают дипломы только 37–75% из них (см. график 1), а работу, по словам министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, имеют только 25% инвалидов трудоспособного возраста.
Что препятствует получению высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Готовы ли вузы обучать инвалидов, заинтересованы ли они в этом? Каковы перспективы дальнейшего трудоустройства этих людей? Поиску ответов на эти и другие вопросы, выявлению проблем в этой сфере, а также выработке предложений и рекомендаций по их решению был посвящен комплексный всероссийский мониторинг доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, реализованный в рамках президентского гранта исследовательским центром «Особое мнение».

«Образование — среднее специальное или высшее — для инвалидов может быть даже более важным, чем для обычного здорового человека, потому что социализироваться инвалид фактически может только с его помощью. По понятным причинам он вряд ли сможет выполнять физическую работу, и единственной возможностью найти свое место в жизни, обеспечивать себя, чувствовать себя полноценным членом общества для него становится приобретение специальности, предполагающей преимущественно умственный труд», — говорит член Общественной палаты РФ, директор «Особого мнения» Екатерина Курбангалеева.
№16 (1026)
17 апреля 2017 - 23 апреля 2017 В номере: Тема недели Главная новость Повестка дня Разное Русский бизнес- Выжали максимум
- В Сибирь пришла чума
- «Наша задача — чтобы они договорились»
- Нужно к врачу? Включи компьютер
- Чиновник не должен ходить по струнке
- Территория постоянного роста
- Теплоэнергетика в ожидании большого шага
- Выйти из системного кризиса