«Самое главное — уменьшить риски»

Наука и технологии
Москва, 01.05.2017
Новая система управления прикладной наукой, создаваемая в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского», позволит резко сократить сроки проектирования и выхода на рынок новой авиатехники и существенно уменьшить затраты, считает генеральный директор центра Андрей Дутов

Иллюстрация: КОНСТАНТИН БАТЫНКОВ

Несмотря на то что наша авиационная конструкторская школа считается чуть ли не лучшей в мире, новые модели российских самолетов и вертолетов, появившиеся на рынке за последнее десятилетие, можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и стоят они порой гораздо дороже западных аналогов. Но это лишь полбеды. Наши авиаконструкторы тратят на их создание слишком много времени и ресурсов. Если американские и европейские концерны новый авиалайнер делают в среднем за семь-восемь лет, а вертолет — за пять, то у нас на это почти всегда уходит не меньше десятилетия. Изменить эту ситуацию должен Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского», объединивший под своей эгидой все отраслевые авиационные институты и центры. Этот институт будет выполнять роль единого центра управления отечественной прикладной наукой в авиационной сфере для формирования опережающего научно-технического задела на основе принципов междисциплинарной конвергенции наук и межотраслевой интеграции технологий. О том, как изменится работа наших авиационных НИИ и КБ, почему необходимо разделить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и для чего НИЦ должен делать собственные форсайты, в интервью «Эксперту» рассказал его глава Андрей Дутов.

— Андрей Владимирович, почему возникла необходимость создания НИЦ?

— Большинство институтов авиационной промышленности созданы еще в первой половине прошлого века. У каждого была своя специализация, своя экспериментальная база, и все занимались разными вещами. Один — аэродинамикой, второй — моторами, другие — испытаниями на земле и в воздухе, авиационным вооружением. А самолеты создавались следующим образом. Сначала возникало ви́дение продукта, и все силы и средства бросались на то, чтобы его сделать. Конструкторские работы начинались на основе решения, что нужен конкретный образец. Это было характерно прежде всего для военной техники периода холодной войны. У нас должен был быть ответ на каждый вид американских моделей. Такой же подход существовал и в гражданской отрасли. Требовались самолеты всех классов. Но еще в 1980-е годы возник новый тренд. Американцы с помощью программы «Звездные войны», или СОИ (Стратегическая оборонная инициатива), попытались переосмыслить прикладную науку в области создания сложных систем. Они же первыми осознали, насколько повысились риски принятия решений при создании авиационной техники. Не удавалось получать и заявленные тактико-технические характеристики. Тогда появилась концепция опережающего научно-технического задела и была придумана новая схема. В соответствии с ней сначала создаются технологии и, если подтверждается, что они работают, приступают к опытно-конструкторским разработкам. Таким образом можно сократить риски того, что технологию придется дорабатывать на более поздних этапах —а это дорого и требует дополнительного времени. Выдерживаются и плановые тактико-технические характеристики. В рамках СОИ американцы влили огромное количество денег в создание опере

Новости партнеров

«Эксперт»
№18-19 (1028) 1 мая 2017
Праздника хочется
Содержание:
Промежуточный финиш: итоги

В первом туре президентских выборов французы испугались будущего, отдав наибольшее число голосов Эммануэлю Макрону. Избиратели не осознали ни пустоту этого персонажа, ни чрезвычайную реакционность его социального проекта

Реклама