О тех, кто был, и о тех, кого уж нет

Книги
Москва, 15.05.2017
«Эксперт» №20 (1029)

Ольга Лодыженская пишет о странном эффекте памяти: в какой-то момент она стала с особенной ясностью вспоминать все, что с ней произошло. Не только лица людей, их имена, что они говорили, но даже запахи, которые сопровождали то или иное событие. Ей удалось перевести эти воспоминания в словесный ряд, и на страницах ее мемуаров мы оказываемся в реальности начала века, предстающей перед нами в ярких визуальных образах. Ольга родом из семьи небогатых помещиков. Рано умер отец. Ее семья — это мать и сестра. Они вместе переживают едва ли не самый трудный период российской истории — первые годы после революции. Голод, холод, тиф, бесприютность — и семья Лодыженских покидает свой помещичий дом и отправляется странствовать. На их долю выпадает немало трудностей, но, держась вместе, они их преодолевают. Самые разные люди приходят к ним на выручку в тяжелую минуту. Лодыженская пишет без прикрас, и в конце концов ей доверяешься, вчитываешься в написанные ею строчки — и обнаруживаешь множество любопытных подробностей быта того времени. Но самое интересное в этих мемуарах — как люди переживали глобальные исторические события. Лодыженская принимает Октябрьскую революцию как данность, как то, что должно было произойти. Она не печалится из-за того, что лишилась привычного распорядка и собственного дома: все как-то устраивается, жизнь идет своим чередом. Ей удается рассказывать о революционных событиях не в перспективе того, как они закончились, а так, словно они происходят здесь и сейчас. Но от этого делается только еще страшнее. А читателю уже никуда не деться от знания того, что будет потом.

 

Лодыженская Ольга. Ровесницы трудного века: страницы семейной хроники. — М.: Никея, 2017. — 768 с. Тираж 3000 экз.

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (1029) 15 мая 2017
    Гиперзвук наш!
    Содержание:
    Посмотрите под ноги

    Экономическая программа, отвечающая ожиданиям бизнеса и жителей страны, обязательно должна стремиться к созданию реальных и действительно необходимых ценностей — промышленности, инфраструктуры

    Наука и технологии
    Реклама