ОДК идет в аддитивный отрыв

Специальный доклад
Москва, 12.06.2017
«Эксперт» №24 (1033)
Шансы проиграть в глобальной конкурентной борьбе растут, и это заставляет российских двигателестроителей все активнее внедрять в производство аддитивные технологии

После семи лет ожесточенных споров в научно-технических кругах правительства и в «Ростехе» Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в ГК «Ростех») наконец приняла инвестиционное стратегическое решение осваивать аддитивные технологии (АТ). Сначала применять их планируется при производстве нового поколения газотурбинных двигателей, которые будут сертифицированы и выйдут в серию в 2025–2030 годах. А в недрах самого «Ростеха» уже сегодня запускается всероссийский агрегатор АТ — Центр аддитивных технологий. Некоторые эксперты отмечают, что поезд уже ушел и догнать глобальных конкурентов невозможно. Однако пример ОДК показывает, что темп развития здесь взят, пожалуй, стахановский. И если опережающая динамика сохранится, шанс встать в ряд технологических лидеров-аддитивщиков у наших двигателестроителей все же есть. А сама ОДК может стать серьезным драйвером развития и крупнейшим российским центром R&D по аддитивным технологиям.

Запрыгнуть в уходящий поезд

Разговоры о необходимости создания отечественной школы аддитивных технологий и их внедрения в ключевые отрасли промышленности идут с начала XXI века. Особую, критическую важность здесь имеет двигателестроение — сегмент машиностроения, требующий особой точности. Об этом неоднократно говорили наши ученые. В частности, в петербургском Политехе на кафедре лазерных технологий эту тему поднимали профессора Глеб Туричин, Алексей Боровков и другие. В течение тринадцати лет их никто и слышать не хотел, в том числе в только что созданных «технических» госкорпорациях. В это время в мире появились десятки серьезных игроков рынка АТ, а сегодня оборудование пошло в серию, его даже начали модернизировать до последующих поколений.

Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Объединенная двигателестроительная корпорация всерьез взялась за освоение аддитивных технологий, причем цели она ставит весьма амбициозные — не только стать крупнейшим в отечественном машиностроении оператором АД, но и обогнать своих глобальных конкурентов, которые занимаются «аддитивкой» уже многие годы. Сейчас холдинг инвестирует в создание на своих предприятиях R&D-инфраструктуры, которая позволит работать над внедрением АТ на системном уровне.

«Аддитивные технологии позволяют создавать высокоэффективную продукцию, — говорит заместитель генерального директора — генеральный конструктор АО ОДК Юрий Шмотин. — Стоимость изготовления серийных деталей с их применением может быть в два раза меньше, а скорость изготовления — в три раза выше, чем при традиционном способе. Аддитивные технологии позволяют использовать принципиально новые методы проектирования, а следовательно, в сложных механических системах, таких как газотурбинные двигатели, редукторы, вертолеты, можно применять меньшее количество деталей. Поэтому новые газотурбинные двигатели, которые мы разрабатываем сегодня и планируем сертифицировать в 2025–2030 годах, безусловно, должны быть выполнены методом аддитивных технологий. Мы ожидаем, что детали, изготовленные

У партнеров

    «Эксперт»
    №24 (1033) 12 июня 2017
    Есть что добавить
    Содержание:
    Заем «Обустроим Россию»

    Модернизацию инфраструктуры можно превратить во всероссийский нацпроект, который позволит провести масштабное обновление фондов, оживить рынок ценных бумаг и, самое главное, позволит гражданам страны заработать на ее модернизации. Ядро проекта — запуск программы инфраструктурных народных облигаций

    Наука и технологии
    Реклама