Обетованное Поленово

Культура
Москва, 19.06.2017
«Эксперт» №25 (1034)
25 июня в музее-усадьбе Поленово начинается международный фестиваль искусств «В поисках Земли обетованной»

МУЗЕЙ-УСАДЬБА В. Д. ПОЛЕНОВА

Музей-усадьба проводит фестиваль вместе с Еврейским культурным центром на Никитской им. Ральфа Гольдмана. Каждое воскресенье в течение шести недель на территории музея будут проходить концерты, лекции и творческие вечера. Тему фестиваля задали паломничества Василия Поленова на Восток — в Палестину. Он совершил их дважды: в 1881–1882 годах и в 1899-м. Первое связано с его работой над полотном «Христос и грешница», второе — с циклом картин «Из жизни Христа». Бόльшая часть из них представлена на выставке «Василий Поленов на Святой Земле», которая проходит на территории музея. Она показывает, насколько глубоко художник был погружен в евангельскую историю, как тщательно он пытался воссоздать визуальный образ Иисуса Христа и тех, кто его окружал. Мы видим не только законченные картины, но и все, что им предшествовало. Перед нашими глазами проходит история возникновения полотен, написанных на евангельские сюжеты. Становится ясно, как рождался их замысел, как художник делал первые наброски.

Поленов всматривается в ландшафт восточных земель, обращая внимание даже на самые незначительные детали, и в лица людей, которых там встречает. Он смотрит на них глазами человека евангельских времен. Пытается разглядеть в них черты людей, когда-то ставших свидетелями земного пути Иисуса Христа. Мы понимаем, что художник ехал туда с очевидным намерением: найти свою обетованную землю — и выхватывает из пространства каждую нить, которая ведет его в те времена. Даже восемь масличных деревьев, растущих перед входом в мечеть Омара — на месте, где раньше стоял храм Соломона, являются для него прежде всего потомками тех маслин, что дали название священной горе — Елеонской, где Христос произносит свою проповедь и где происходит его Вознесение. Поленов зарисовывает каменные строения, стены, деревья: оливу и смоковницу — все они сливаются для него в единый образ, который до сих пор живет какой-то своей, особенной, жизнью и в нем можно увидеть наиболее типичные для Востока силуэты и лица. И почти в каждом этюде и наброске уже угадываются фрагменты больших картин — даже в тех, что не имеют к ним прямого отношения.

На выставке мы видим сразу несколько эскизов к картине «Христос и грешница». Поленов тщательно готовится к тому, чтобы воплотить волнующий его сюжет и его главных героев, прежде всего самого Христа, для создания образа которого основополагающими стали книга Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», труды французских археологов Фелисиана де Солси и Эжена де Вогюэ. Отсюда неканонический облик Христа. Его длинные волосы собраны в пучок и подвязаны, и уже это ломает сложившийся визуальный стереотип. Его облик наделен исключительно земными чертами. Поленов добавил лицу Христа мужественности. В одном из этюдов он намеренно укрупняет черты его лица и даже надевает на него головной убор из белой ткани, но в окончательной версии отказывается и от той и от другой детали. Иисус смотрит на приведенную к нему на суд женщину скорее даже с человеческой усталостью. Та глупо упирается и глядит на Х

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (1034) 19 июня 2017
    Кризис преодолен
    Содержание:
    Право на диалог с властью

    Владимир Путин оказался готов к разговору на сложные темы и к компромиссам по спорным вопросам. Но спекулировать на трудностях не позволит

    Экономика и финансы
    Реклама