Резиденты всех парков, кооперируйтесь!

Специальный доклад
Москва, 03.07.2017
«Эксперт» №27 (1036)
Кооперация резидентов индустриальных парков повышает конкурентоспособность каждого из них в отдельности и парка в целом — за счет снижения затрат

НАТАЛЬЯ СМИРНОВА

Звоню в управляющую компанию индустриального парка, который еще полгода назад был нам рекомендован экспертами как образцовый, — очень хотелось сделать про него кейс для этого номера. На том конце провода отвечают: «Мы находимся в процедуре банкротства. Со всеми вопросами обращайтесь к конкурсному управляющему». Нетрудно догадаться об одной из причин такого развития событий: многие резиденты, так и не сумев совладать с последствиями кризиса, свернули свою деятельность и перестали приносить парку доход — в виде арендной платы за землю и помещения, оплаты коммунальных услуг, охраны и проч., — несмотря на то что на территории индустриального парка они пользовались преференциями и налоговыми льготами, предоставленными федеральными и местными властями. Но им надо было бы пойти дальше: кроме льгот доступны и другие средства повышения сопротивляемости резидентов к кризисным явлениям и, следовательно, выживаемости индустриальных парков. Это — внутренняя кооперация резидентов, которая неизбежно приводит к снижению затрат и повышению прибыльности компаний. По оценке консалтинговой компании «Верное решение», отслеживающей случаи возникновения кооперации в парках, она дает от 2 до 17% снижения себестоимости. К руководителю этой компании Сергею Маслехину «Эксперт» обратился за разъяснениями.

— Насколько распространен опыт кооперации в российских индустриальных парках?

— Это пока еще не правило, скорее очень приятное исключение. Кооперации между резидентами, тем более плотной, удается добиться не всем. Представляете, во многих парках резиденты вообще не общаются между собой. И там, где это получается, эффект не заставляет себя ждать: он сразу проявляется в управлении себестоимостью, в деловом климате в парке, в коммуникациях между предпринимателями и так далее.

— Каким же образом возникает кооперация, кто должен стать ее инициатором?

— По-разному. Например, собираются иностранные резиденты из одной страны: у них работает побратимство, они начинают взаимодействовать, дружить, помогать друг другу. Но бывает, что работники разных компаний, встречаясь на общих пространствах, организованных в парках: в столовых, курилках, на общих мероприятиях — завязывают приятельские отношения, которые потом перерастают в субконтракты, помощь в поставках или сбыте.

От патронов до поддонов

— То есть срабатывает удачное стечение обстоятельств. Пример возникновения кооперации на этой основе вы можете привести?

— Подобное начало кооперации я наблюдал в одном парке в Новосибирске. Он возник на территории бывшего патронного завода, который в свое время распался на несколько малых и средних предприятий. Некоторые якорные арендаторы там до сих пор связаны с оборонкой, хотя, будучи частными компаниями, они вовсе не окружены колючей проволокой, а какие-то в результате конверсии освоили гражданскую продукцию: патроны для охотничьих ружей, для мелкокалиберных спортивных и так далее. И там шло неформальное общение, компании понимали нужды друг друга. Но при этом управляющей компанией в этом

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (1036) 3 июля 2017
    Дисперсия сети
    Содержание:
    Не мешайте сети, она думает

    Запуск пилотного проекта Smart Grid в Калининграде – первая попытка России выйти на, давно развивающийся в мире, рынок «умных сетей». Похоже удачная попытка.

    Реклама