Российский страховой рынок продолжает расти, даже несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру. При этом индустрия растет быстрее экономики страны. Официальный прогноз ЦБ РФ на 2017 год, опубликованный в докладе о денежно-кредитной политике, предполагает рост ВВП всего на 1–1,5%. А совокупные сборы страховщиков в первом квартале уже прибавили 5,2% и достигли 316,3 млрд рублей. Ожидается, что рынок не сбавит темпов роста.
Радикально изменилась структура рынка: личные виды страхования растут быстрее, продажи через банки обогнали агентские впервые за всю историю, растут онлайн-продажи, а по прибыльности нишевые страховщики показывают лучшие результаты, чем универсальные страховые компании.
Лидеры и аутсайдеры
Сегмент страхования жизни продолжает расти внушительными темпами, внося основной вклад в общий растущий тренд: +44,4% по итогам первого квартала 2017 года, согласно подсчетам Всероссийского союза страховщиков (ВСС) на основе данных Банка России. Среди растущих сегментов следует отметить другие личные виды страхования — ДМС, страхование от несчастных случаев, а также страхование имущества физлиц, которые приросли соответственно на 10,9, 6,7 и 15,6%.
Перестрахование без перестраховщиков?
С начала 2017 года в России де-факто упразднена рыночная составляющая отрасли, отвечающая за перераспределение и диверсификацию рисков между страховыми компаниями. Конкурентоспособные в перестраховочном бизнесе компании массово выходят из-под российской юрисдикции и продолжают работу под европейскими, азиатскими или ближневосточными вывесками.
Дело в том, что в 2016 году Банк России создал Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК) и с 2017 года обязал предлагать туда все распределяемые в перестрахование риски в размере не менее 10% передаваемого объема. Участники рынка ласково назвали эту обязанность «десятина». Мотивируя необходимостью размещения санкционных объектов страхования, РНПК обеспечили беспрецедентный для российского перестраховочного бизнеса капитал в размере 21 млрд. рублей (у ближайшего конкурента примерно в двадцать раз меньше), а также гарантии Банка России на случай, если этого капитала окажется недостаточно.
После нововведений присутствие на рыночном поле частных игроков, таких как специализированные перестраховочные общества, перестраховщики и брокеры, представляется лишним. РНПК легко может удовлетворить практически все российские потребности в емкостях. Конкуренция с такой структурой за сборы сродни конкуренции с Федеральной налоговой службой, и вряд ли сейчас найдется инвестор, готовый вкладывать деньги в развитие перестрахования в России.
С высокой вероятностью на «десятине» дело не остановится. Успех наверняка будет развит как в части повышения размера обязательной цессии, так и в части дополнительного функционала, например перевода в РНПК обязательных видов страхования.
Сворачивание перестрахования отражает тенденции страхового рынка в целом. За три года начиная с 2015-го, российское страховое поле покинет каждая вторая компания, а в сегменте перестраховочных обществ и брокеров — примерно три из четырех.

В России количество страховых компаний уже сильно отстает от развитых стран: в нашей стране одна СК приходится на 616 тыс. человек, в Германии — одна на 152 тыс. человек, в Великобритании —на 131 тыс. человек.
К сожалению, современные реалии российской страховой экономики таковы, что инвестиционная привлекательность этого бизнеса находится на низком уровне. Иностранный капитал не идет к нам из-за низкой привлекательности рынка ввиду его зарегулированности и административного распределения наиболее лакомых составляющих. Национальный капитал предпочитает по тем же причинам инвестировать вне страны.
За отсутствие конкуренции всегда платит потребитель как в виде непосредственного повышения цены, так и в виде снижения качества потребительского сервиса.
Благие намерения Банка России, к сожалению, не всегда приводят к благому результату. Возможно, настало время, как в анекдоте, сначала сделать всем плохо (сделано), а потом вернуть так, как было?
Арсений Поярков, генеральный директор страхового брокера «ТопТайм»
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.