Не бояться узкой колеи

Специальный доклад
Москва, 25.09.2017
«Эксперт» №39 (1045)
Тверской вагоностроительный завод осуществляет стратегию постепенного географии своего присутствия в странах ближнего и дальнего зарубежья

ПРЕДОСТАВЛЕНО ТВЕРСКИМ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ЗАВОДОМ

Летом этого года Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) продал в Казахстан 45 пассажирских вагонов. Эта довольно большая поставка стала знаковой для ТВЗ. Ей предшествовал двухлетний перерыв в экспорте в эту страну, которая всегда была самым крупным внешним покупателем продукции завода. Это сильно отразилось на доле экспорта в общей выручке ТВЗ: с 7,7% в 2014 году она упала до 2,1% в 2015-м, а в 2016-м и вовсе до нуля. Резко уменьшилась и сама выручка — с 27,6 млрд рублей в 2014 году до 17,7 млрд в 2016-м.

Теперь на казахстанском рынке клиентами ТВЗ впервые стали частные перевозчики, которым в конце 2016 года были переданы в обслуживание социально значимые, субсидируемые государством маршруты при условии обеспечения высокого качества перевозок, в том числе за счет обновления подвижного состава. Конкуренцию российским вагонам, оснащенным экологически чистыми туалетными комплексами, установками кондиционирования воздуха, системой обеззараживания воды, персональными для каждого пассажира розетками для подзарядки электронных устройств и усовершенствованным пультом управления, созданным на основе современной системы контроля и диагностики, составили вагоны местного казахстанского, китайского, а также совместного украинско-белорусского производства. Помимо определенного успеха ТВЗ, это означало, что в ближайшем будущем заводу предстоит весьма серьезная борьба за привычные рынки — Казахстана, Белоруссии, Латвии, Литвы, Монголии.

Впрочем, усиливающееся на железных дорогах СНГ (как и России) увеличение количества производителей вагонов не сюрприз для руководства ТВЗ: рост конкуренции со стороны не только Китая, Украины и Белоруссии, но и развитых стран был зафиксирован еще в конце 2015 года в утвержденной новой стратегии завода. Речь идет о таких компаниях, как испанская Talgo, польская PESA, южнокорейская Hyundai Rotem, финская Transtech Oy, швейцарская Stadler Rail Group, чешская Škoda Vagonka, японская Kawasaki HI, которые в той или иной форме (СП, локализация производства, выполнение субподряда, поставки местному перевозчику) уже проникли или попытались проникнуть на «домашние» рынки ТВЗ. Единственным неоспоримым преимуществом российского завода остаются производственные мощности, позволяющие быстро выполнять крупные заказы при хорошем соотношении цены и качества. Договор на поставку 45 вагонов в Казахстан, заключенный в первом квартале 2017 года, был исполнен уже в июне. При этом складывающаяся рыночная конъюнктура создает условия для предельной активизации экспортного потенциала. В упомянутой стратегии говорится о необходимости занять не менее 20% рынка СНГ в сегменте купейных вагонов, 40% в сегменте некупейных, 30% — специализированных. Более того, заводу поставлена задача расширять географию экспорта за счет стран дальнего зарубежья.

В связи с этим трудно переоценить еще один прецедент, сопровождавший сделки ТВЗ в Казахстане, а именно то, что они были заключены при финансовой поддержке Росэксимбанка. «Сделка стала возможной только благодаря этому

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (1045) 25 сентября 2017
    200 крупнейших экспортеров России
    Содержание:
    Наигрались и ушли

    Частный банковский бизнес в России перестал быть хоть сколько-нибудь интересным, судя по поведению его собственников. Не исключено, что ЦБ временно консолидирует у себя часть сектора, после чего начнется новая приватизация

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама