Продается масло элитное, подсолнечное

Русский бизнес
Москва, 13.11.2017
«Эксперт» №46 (1052)
В компании «Эфко», входящей в число крупнейших производителей масложировой продукции, знают рецепт, с помощью которого Россия может выбиться в лидеры мирового рынка подсолнечного масла. Рассказывает Алексей Гаврилов, директор дивизиона по развитию экспортного потенциала

ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

Российский экспорт сельхозпродукции и продуктов питания в последнее время уже никого не удивляет. Наше зерно уверенно конкурирует по экспортной выручке с оружием, о чем с гордостью говорят с самых высоких трибун. Правда, с вывозом продукции пищевой промышленности, например высокого передела того же зерна, все гораздо скромнее. В рейтинге «200 крупнейших компаний-экспортеров» журнала «Эксперт» по итогам 2016 года на долю предприятий пищевой промышленности АПК приходится чуть более двух процентов. Поэтому любые энергичные шаги крупных игроков в этом направлении привлекают внимание делового сообщества.

Этой осенью один за другим сигналы о нарастающей экспортной активности стала посылать группа компаний «Эфко», входящая в первую тройку переработчиков масличных культур и производителей различных продуктов питания. Первым сигналом был стремительный взлет «Эфко» в упомянутом рейтинге экспортеров — со 110-й позиции на 77-ю — при рекордном росте экспортной выручки на 55%. Второй сигнал прозвучал в выступлении одного из руководителей холдинга на октябрьской агропромышленной выставке «Золотая осень»: был сделан прогноз об удвоении российского экспорта растительных масел к 2025 году с нынешних 2,9 млн тонн до 5,4 млн и достижении 15-процентной доли на мировом рынке. Особый разговор о подсолнечном масле, на которое, по прогнозам, будет приходиться 40% мировой торговли маслами (без учета тропических масел). Здесь, по мнению руководства «Эфко», Россия должна стать по крайней мере вровень с нынешним мировым лидером — Украиной. Но об этом мы узнали уже из интервью с Алексеем Гавриловым — директором недавно созданного в «Эфко» дивизиона по развитию экспортного потенциала.

— Алексей Викторович, чем вызвана повышенная экспортная активность компании «Эфко», включая ваши смелые прогнозы об увеличении в целом российского экспорта растительного масла?

— Все очень просто. Растительное масло в качестве экспортного продукта до недавнего времени почему-то не было объектом пристального внимания нашего профессионального сообщества. Может быть, потому, что на этом рынке традиционно очень активна Украина. У Украины нет газа, других энергоносителей, но есть хороший климат и есть оставшаяся от СССР структура портов и хорошие элеваторы. Они это советское наследие не только не распродали, но даже смогли приумножить — в том числе привлекая иностранных инвесторов. И сделали масло, главным образом подсолнечное, своим экспортным продуктом номер один — и вот уже пятнадцать лет они прицельно занимаются этой отраслью. А Россия всегда в два с половиной — три раза отставала в экспорте от Украины.

Но сейчас конфигурация мирового рынка меняется. Во-первых, у Украины темпы роста производства масла замедлились, даже международные аналитические агентства снижают прогноз по экспорту Украиной подсолнечного масла на 12 процентов, то есть на 700 тысяч тонн в год. Получается, что украинцы своего потолка уже достигли, а Россия как раз наоборот, и прямо сейчас мы можем выдвигаться на мировые рынки. Во-

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (1052) 13 ноября 2017
    Сахалинский спрут
    Содержание:
    Игра престола

    В Саудовской Аравии идет передел власти. Маленький принц ставит на место большую семью

    Реклама