Слишком щедрые, слишком бедные

Экономика и финансы
Москва, 18.12.2017
«Эксперт» №51 (1057)
Более жесткий контроль налоговых льгот, которые раздают регионы, повысит прозрачность их бюджетов. А вот на экономическом росте может поставить крест

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Минфин последовательно приучает регионы к бюджетной дисциплине: в этом году доходы регионов повышаются не за счет экономического роста, появления новых налогоплательщиков и наращивания производства, а за счет ужесточения бюджетной и платежной дисциплины и изменения правил учета доходов и расходов. Вот уже и налоговые сборы в консолидированном бюджете увеличились на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, сообщает ФНС.

Дисциплина, безусловно, важна, но рост налоговых поступлений не должен вводить в заблуждение: роста инвестиционной активности в регионах нет. Это, конечно, не означает полного отсутствия инвесторов и реализуемых ими проектов — они есть, но в основном там, где у местных властей есть долгосрочная стратегия и видение перспективного развития. А вот четкое исполнение инструкций главного финансового ведомства ведет лишь к развитию бюджетной дисциплины и наращиванию долгового финансирования бюджетов. Казалось бы, Минфин преследует благую цель — достичь максимума доходов и минимума расходов. Но такой сугубо балансовый подход может зарубить на корню всякий экономический рост. Ведь кроме прямого эффекта от налоговых льгот в виде прироста налоговых поступлений существуют косвенные эффекты, которые чаще всего оказываются за пределами бухгалтерского и финансового учета.

Журнал «Эксперт» опросил четыре региона — Белгородскую, Тюменскую, Ленинградскую и Калужскую области, — чтобы разобраться в истинном влиянии налоговых льгот на развитие местной экономики.

Долги простят за рост

Вообще, разговоры о повышении эффективности региональных льгот в правительстве ведутся еще с 2012–2013 года. В этом году подготовить методику оценки неэффективных льгот поручил глава правительства Дмитрий Медведев по итогам инвестфорума в Сочи. Позже, уже при рассмотрении бюджета на 2018-й и плановый период 2019 и 2020 годов, глава Счетной палаты Татьяна Голикова указала на необходимость оценки в том числе социально-экономического эффекта по итогам предоставления льгот и освобождений, доля которых в неполученных доходах бюджета достигает 42%. А в конце сентября поручение Минфину представить методику оценки эффективности налоговых льгот на заседании Госсовета дает уже глава государства. Напомним, тогда президент Владимир Путин объявил о старте с января 2018 года программы реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам регионов, с тем чтобы помочь им снизить долговую нагрузку на бюджеты. Дело в том (подробнее см. «Оттолкнулись от дна и всплывают», «Эксперт» № 45 за 2017 год), что, воспользовавшись возможностью брать бюджетные кредиты практически без ограничений, многие регионы попали в ловушку: с наступлением кризиса 2014 года оказалось, что генерируемых доходов недостаточно для того, чтобы расплачиваться по долгам, выполнять свои социальные обязательства и «майские указы». Для решения проблемы региональные правительства вышли на открытый рынок, где и пытались гасить пожар маслом — занимать средства на рынке под рыночный процент.

Теперь закредитованным реги

У партнеров

    «Эксперт»
    №51 (1057) 18 декабря 2017
    Наша победа!
    Содержание:
    Теперь будут воевать дипломаты

    Россия выиграла в Сирии войну против международного терроризма и уже начала получать дивиденды от этой победы. Теперь, для получения еще больших дивидендов, ей нужно выигрывать войну за мир

    Международный бизнес
    Реклама