Валютный расклад
Пока Европа все еще печатает деньги, американская ФРС повышает ставки, о том же подумывает и Япония. Однако это лишь один из факторов, которые будут влиять на глобальные валюты в следующие три-пять лет

Начавшийся 2018-й может стать годом очередного финансового кризиса. Экономисты не первый год предсказывают его — что не удивительно, ведь американские фондовые индексы уже девять лет растут практически без коррекции. Нет уверенности, откуда вылетит «черный лебедь» на этот раз, но известно, что цикличность американских, а вместе с ними и глобальных рынков укладывается примерно в десятилетний отрезок. В связи с этим принципиально важен вопрос, в какой валюте делать долгосрочные вложения и в какой валюте держать деньги тем, кто не готов рисковать с финансовыми инструментами.
Многократные попытки экономистов найти один основной опережающий индикатор, который показывал бы преимущества той или иной валюты, успехом не увенчались. На курс национальной валюты в долгосрочной перспективе влияют и доля страны в мировом ВВП, и ее доля в мировых финансах и в мировой торговле, размер реального сектора экономики и финансового сектора относительно всего ВВП, долгосрочный баланс счета текущих операций, доля в стране предприятий, ориентированных на импорт/экспорт, и многие другие. Все эти факторы могут влиять на курс одновременно, но с разной степенью интенсивности, иногда какие-то из них вырываются вперед. Ближайшие пять-десять лет могут быть интересны тем, что традиционные резервные валюты — доллар и евро — все сильнее будут теснить валюты стран с сильным платежным балансом, хорошими темпами роста и производительностью. То есть валюты, ценность которых базируется не на их статусе, а на том, какую реальную экономику они обслуживают. Но при условии, что в азиатском регионе не будет происходить никаких политических встрясок, поскольку от любого конфликта всегда выигрывает доллар.
Кому верить?
Из всего многообразия факторов можно выделить два — доверие к валюте страны у нее на родине и в мире, а также потребность в этой валюте в качестве платежного средства в мировой экономике. «Ключевой фактор — доверие к национальной валюте как со стороны государства, бизнеса и гражданского общества внутри страны, так и со стороны внешних стейкхолдеров (держателей активов. — “Эксперт”), — отмечает проректор РАНХиГС Андрей Марголин. — Причем если внутри страны доверия к национальной валюте нет, то во внешнем контуре его быть не может в принципе. В свою очередь такое доверие зависит от уровня экономического развития страны и его ожидаемой динамики». Однако эти факторы сложно оцифровать, они подвержены влиянию текущих политических и экономических процессов, и опережающими индикаторами их не назовешь.