Российские стартапы рвутся в Европу

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
5 февраля 2018, 00:00

Всё больше российских стартапов успешно пробиваются за рубеж. При этом их создатели констатируют, что реализовывать инновационные идеи в европейских странах, увы, легче, чем в России

ТАСС
Василий Быков, основатель компании Samokat Sharing, на самокате

Предприниматель из Калининграда Василий Быков с детства любил кататься на самокатах, а позже, окончив бизнес-школу в Брюсселе, понял, что любимое хобби можно превратить в бизнес: если услуги проката для велосипедистов и автомобилистов уже достаточно развиты, то сервисов, предоставляющих в краткосрочную аренду самокат, пока нет. Василий разработал конструкцию специальной станции для проката самокатов, создал удобное ИТ-решение для такого сервиса и с успехом открыл сеть станций в Хельсинки, получив на это грант и льготные условия кредитования от финской стороны.

 

Битва стартапов

 

Василий Быков и его компания Samokat Sharing приняли участие в технологическом форуме Slush, недавно прошедшем в финской столице. Его называют самой крупной «битвой стартапов» в Европе: на последнем форуме в Хельсинки побывало рекордное число посетителей — 20 тыс. человек, которые приехали познакомиться с представленными здесь 2300 инновационными идеями.

Выступавшие на форуме представители ведущих мировых технологических компаний констатировали, что инвестиции в европейскую хайтек-индустрию бурно растут. По данным компании Dealroom, за минувший год их объем составил 19,1 млрд долларов, почти в пять раз больше, чем пять лет назад, в 2012-м, когда в высокотехнологические проекты суммарно было вложено 4,1 млрд долларов (см. график).

Воодушевленные потоком инвестиций, стартаперы разных стран пытаются реализовать на европейских рынках свои идеи, порой самые необычные. Например, на форуме Slush норвежская компания Kitemill предлагала использовать в качестве источника энергии большие парашюты, которые крепятся на земле, ловят силу ветра и преобразуют ее в электричество. Американский стартап Vector Space System в свою очередь заявляет, что нашел дешевый способ выводить на орбиту небольшие спутники и сейчас строит семейство ракет, способных по желанию заказчика доставлять в космос грузы весом 60–100 кг. Компания из Ботсваны Ecohub представила на выставке специальные «экокирпичи», которые можно делать из отходов и потом строить из них жилые здания. А сингапурская компания Tenx продвигает на европейском рынке приложения для смартфонов, которые позволяют легко работать с криптовалютами.

Российский стартап Try.Fit представил разработанный им сканер для ноги. Человек ставит на специальную подставку ступню, и через несколько минут в компьютере появляется виртуальная копия его ноги, которую можно использовать для приобретения обуви в интернет-магазинах 20-02.jpg
Российский стартап Try.Fit представил разработанный им сканер для ноги. Человек ставит на специальную подставку ступню, и через несколько минут в компьютере появляется виртуальная копия его ноги, которую можно использовать для приобретения обуви в интернет-магазинах

 

Российский десант

 

На последней выставке Slush было много участников и из России. Например, российский стартап Try.Fit привез в финскую столицу разработанный им сканер для ноги. Человек ставит на специальную подставку ступню, и через несколько минут в компьютере появляется виртуальная копия его ноги, которую можно использовать для приобретения обуви в интернет-магазинах. Разработка Try.Fit уже пользуется спросом, в России это решение внедряют, например, «Эконика» и Ralf Ringer. Движение есть и в других странах: по словам представителей Try.Fit, в США у них налаживается сотрудничество с производителем спортивной обуви New Balance, недавно компания открыла офис в Ирландии. «В Европе и США очень много людей приобретают обувь через интернет. Как покупателям, так и продавцам удобно знать точные параметры стопы, чтобы иметь возможность без многочисленных примерок наверняка выбирать себе подходящую обувь удаленно», — говорит Семен Нахаев, инженер компании Try.Fit.

Успешно развивает свой бизнес в Европе и Samokat Sharing. По словам Василия Быкова, осенью его компания успела открыть восемь станций проката в пригороде Хельсинки Эспоо, где она предлагает в аренду 50 самокатов; за два месяца работы было совершено порядка двух тысяч поездок. Весной этого года Samokat Sharing планирует довести число станций проката в Финляндии до ста. И затем развивать свои услуги в других европейских странах — в Испании, Франции, — а также в Москве (в российской столице уже открыто несколько пробных станций).

 20-04.jpg

Российская компания Robbo из Санкт-Петербурга тоже успешно продвигает свои разработки в Европе. Она специализируется на образовательных решениях, которые позволяют детям конструировать забавные роботизированные игрушки, обучая их основам робототехники. Продукты Robbo уже с успехом продаются в школах Финляндии, Великобритании и Испании. Компания уже нацеливается на рынки других стран, например открывает представительство в Пекине.

А вот российская компания Etton из Казани только пытается пробиться на европейский рынок. Эта компания разрабатывает автоматизированные решения для проведения спортивных тренировок. «Наша система позволяет в автоматическом режиме создавать тренировочные планы для спортсменов-профессионалов и поклонников активного образа жизни, — рассказывает Яков Тенилин, заместитель генерального директора компании Etton. — Наше решение может обрабатывать большой объем данных о каждом клиенте и, учитывая его индивидуальные особенности, составлять комплекс необходимых упражнений. Такой системы, как наша, нет нигде в мире; у себя в Казани мы уже внедряем наш продукт в ряде организаций, сейчас ищем на выставке возможности для выхода на рынки других стран».

Приехавшая на выставку молодая российская компания «Термоэлектрика» тоже рассчитывает найти клиентов в Европе и других странах. Она привезла на форум оригинальную систему контроля температуры в контактах электрических систем. Молодые инженеры разработали специальные, так называемые газогенерирующие наклейки, которые содержат небольшой объем газа. Их приклеивают на контакты, и если наклейки начинают разогреваться, то происходит небольшая утечка газа, которую улавливает контрольный прибор, поднимается тревога, и предотвращается возможность пожара. «Цена одной нашей наклейки — сто рублей, а контрольный датчик стоит около ста долларов, — рассказывает Алексей Лесив, директор компании “Термоэлектрика”. — Получается, что наше решениЕ — это недорогой способ предотвращать пожары, ущерб от которых во всех странах весьма велик. На выставке Slush мы надеемся найти покупателей — в частности, нашими разработками заинтересовались компании из Германии».

 

Инвестиции в европейский хай-тек бурно растут  20-03.jpg
Инвестиции в европейский хай-тек бурно растут

 

В Европе легче

 

Приехать на выставку в Хельсинки многим российским стартапам помог инновационный центр «Сколково». Его представители говорят, что в последнее время все больше российских стартапов успешно запускаются за границей. В первую очередь динамично развивается сфера информационных технологий. По данным партнерства «Руссофт», ежегодный объем экспорта программного обеспечения из России уже превышает восемь миллиардов долларов и продолжает увеличиваться на 10–15% в год.

Впрочем, хотя в России созданы и развиваются институты помощи перспективным стартапам, многие их создатели говорят, что в европейских странах начинать новый бизнес гораздо легче, чем в России. Например, компания Samokat Sharing сумела найти инвестора и льготное кредитование в Финляндии буквально за несколько недель. «В Европе много структур, которые поддерживают перспективные стартапы, — объясняет Василий Быков. — Например, в Финляндии мы обратились за помощью в государственную организацию Helsinki Business Hub, задача которой способствовать развитию бизнеса в столичном регионе. Мы составили бизнес-план, рассчитали, что пользование нашей услугой позволит сэкономить тысячи человека-часов благодаря более быстрой транспортировке к месту учебы или работы. Нам оперативно организовали встречу со всеми нужными организациями, после чего мы получили грант, льготный кредит и буквально за несколько месяцев смогли открыть первые станции проката».

«Мы действительно отслеживаем перспективные стартапы и помогаем им начать бизнес в Хельсинки, — подтверждает Мария Хартикайнен, старший бизнес-консультант Helsinki Business Hub. — В последнее время мы помогаем молодым предпринимателям из самых разных стран, к нам все чаще обращаются компании из России. Если стартап имеет востребованную идею, у нас он может “взлететь” буквально за несколько месяцев».

Стартаперы жалуются, что в России к новым бизнес-идеям часто относятся с недоверием. «Мы столкнулись с парадоксальной ситуацией: сначала мы предлагали свой продукт в России, но интерес к нему был вялый. Когда же наш бизнес начал успешно развиваться в Финляндии, то образовательные органы в России сказали: теперь, мол, другое дело — раз в Европе это востребовано, тогда давайте будем внедрять и у нас», — сетует Павел Фролов, директор Robbo.

«В России ежегодно происходит порядка сорока тысяч пожаров, в которых гибнет 1800 человек, и наша разработка помогла бы справиться с этой бедой. Но, к сожалению, бюрократический механизм наших госструктур и крупных компаний серьезно препятствует внедрению новых технологий, — разводит руками Алексей Лесив, директор компании “Термоэлектрика”. — Например, мы обращались в РЖД и пока не получили внятного ответа. А поговорили с представителями германской железнодорожной компании Deutsche Bahn, и ее специалисты сразу же заинтересовались нашей разработкой, теперь мы ведем предметные переговоры о сотрудничестве. Получается, что передовые российские инновационные идеи сначала внедряются на зарубежных предприятиях, и лишь потом добираются до российских компаний. И это обидно».

 

Хельсинки — Москва