Космические деньги за космический срок

Русский бизнес
Москва, 09.04.2018
«Эксперт» №15 (1071)
Почему инвесторы с таким удовольствием вкладывают деньги в цифровые платформы. Интервью с операционным партнером фонда Larix Александром Ждановым

Larix

В прошлом году Игорь Рыбаков, один из основателей компании «Технониколь», и Оскар Хартманн — легенда цифрового бизнеса России, в том числе создатель KupiVip.ru, договорились основать венчурный фонд Larix. Larix на латыни — лиственница. Это многолетнее дерево, которое растет во многих широтах. И фонд планирует быть таким же большим, долголетним и развивающимся. C августа прошлого года по январь года нынешнего фонд сделал уже пятнадцать инвестиций, используя деньги учредителей. Сейчас начался этап фандрайзинга. О том, какие проекты интересны для фонда и почему в качестве центра удара были выбраны так называемые маркетплейсы, мы поговорили с операционным партнером фонда Александром Ждановым.

— Я обратила внимание на ваш фонд после инвестиций в проект «Тномер» — маркетплейс для организации ремонтов. Можете объяснить, почему вы выбираете именно маркетплейсы как сектор целевых инвестиций?

— Во-первых, это цифровые решения как растущий рынок. За десять лет пятерка самых дорогих компаний мира поменялась полностью. Сейчас все они так или иначе связаны с цифровыми технологиями. Во-вторых, если смотреть, какую долю в розничных продажах сейчас занимает электронная коммерция, то можно предположить, что скоро такую же долю электронные продажи будут занимать во всех коммерческих сделках. То есть четверть экономики мира будет цифровой, и все это новая стоимость. Согласно многочисленным исследованиям, к 2020 году цифровыми решениями будет создано 22 триллиона новой стоимости. Это космические деньги.

— Космические деньги за космический срок.

— У нас есть один такой забавный проект «Собака-гуляка». Мы закрыли сделку в прошлом году, а в январе этого года вышла статья на CB Insights, что одним из трендов 2018 года будет peer-to-peer pet sitting and pet sharing, то есть разделение обязанностей по уходу за животными. А в январе Softbank инвестировал в американскую «Собаку-гуляку» 300 миллионов долларов с оценкой 650 миллионов долларов.

— Раз уж мы коснулись «Собаки-гуляки»… Я пользовалась их услугами, мне показалось, это очень слабый проект с точки зрения качества услуг. Правда, пользовалась я год назад.

— Они растут. У любого нового проекта возникают проблемы с исполнителями. Это вопрос контроля, выборки. С «Яндекс.Такси» тоже были проблемы, когда кругами возили, не знали куда ехать, а теперь даже цену увеличили.

— На рынке много таких проектов — цифрового предоставления услуг. Есть горничные, репетиторы, выгульщики собак. Большинство с точки зрения качества услуг — слабые. Мне кажется, что по сравнению, например, с такси здесь слишком низкий порог входа — сделал сайт, нанял людей, никакого оборудования не надо, и это слишком расслабляет. И из-за низкого входа на рынок очень большая конкуренция.

— В такси не то же самое?

— Надо, по крайней мере, купить автомобиль.

— У «Яндекс.Такси» нет своих автомобилей.

У приложения нет, но, чтобы таксист туда пришел, ему требуется машина. Я хочу сказать, что обе стороны вкладывают деньги. У меня знакомые фактически разорились, по

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (1071) 9 апреля 2018
    Инвестируй в marketplace
    Содержание:
    Хватит жрать!

    Группа «Сумма» вгоняла зависимые предприятия в долги, вешая на них кредиты, взятые для их же покупки, не выполняла взятых на себя обязательств и, как утверждают правоохранители, похищала бюджетные средства. Судя по всему, власть больше не намерена терпеть столь хищническое поведение отечественного бизнеса

    Финансовые интернет-технологии
    Экономика и финансы
    Реклама