Юрий Бутусов. Предназначение — режиссер

Культура
Москва, 09.04.2018
«Эксперт» №15 (1071)
Интервью с одним из самых выдающихся и интенсивно работающих режиссеров современного русского театра

ТАСС

Редкий фестиваль «Золотая маска» обходится без спектаклей Юрия Бутусова в финальном списке. Он трижды становился лауреатом премии в номинации «Работа режиссера». В этом году на фестивале представлены сразу два его спектакля: «Барабаны в ночи» (Театр Пушкина, Москва) и «Дядя Ваня» (Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург). Значительная часть его творческой судьбы связана с Театром имени Ленсовета. Здесь он несколько лет проработал в качестве главного режиссера. В ноябре 2017-го был назначен художественным руководителем театра, но уже в начале марта этого года заявил, что вынужден его покинуть. Сейчас работает над постановкой спектакля в МХТ имени А. П. Чехова по пьесе современного драматурга Аси Волошиной «Человек из рыбы». «Эксперт» поговорил с режиссером о природе конфликтов, возникающих как внутри театра, так и за его пределами.

Какую роль в театре играет художественный руководитель?

— Существует модель, когда есть одно первое лицо — художественный руководитель, без согласования с которым невозможно появление кого бы то ни было на должности директора. Он отвечает за репертуарную политику и за художественные процессы, происходящие в театре. Подбирает на должность директора человека, который разделяет его эстетические и этические взгляды, которому может доверить экономические вопросы. Но в критический момент художественный руководитель может сказать: «Будет так, а не иначе». Пример: Римас Туминас и Кирилл Крок в Театре имени Евгения Вахтангова.

Сейчас активно обсуждается структура, когда в театре есть два первых лица. У меня нет ощущения, что это невозможно. Но в таком случае устав театра необходимо продумать досконально, в нем должно быть выверено каждое слово. Когда один отвечает за художественную часть, а другой — за постановочную, это очень скользкий момент. В театре все настолько связано, что непонятно, где заканчивается постановочная часть и начинается художественная. Это зона для конфликтных ситуаций. Если есть тандем, всегда можно договориться. Но как показывает практика, подобные тандемы случаются крайне редко. В моем случае такой тандем не сложился, и в истории театра есть десятки аналогичных примеров. Я получил должность художественного руководителя вопреки обстоятельствам. Только под давлением ведущих мастеров: Додина, Фокина, Могучего — чиновники уступили. Формально я стал в театре первым действующим лицом, но это ничего не значило, поскольку хитроумно написанный не очень добросовестным человеком устав не позволял мне ничего сделать. Мне дали генеральские погоны, а власти у меня никакой не было. Когда я предлагал изменить устав, получал категорические отказы. Я не мог создать художественный совет, не мог иметь помощника, которого хотел (любой художественный руководитель имеет помощника — тот берет на себя очень большую работу и снимает с него часть административной нагрузки). И выглядело все это оскорбительно. Как говорил покойный Олег Павлович, «гирька до полу дошла». Есть еще третья схема. Она действовала, когда я начинал работу в

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (1071) 9 апреля 2018
    Инвестируй в marketplace
    Содержание:
    Хватит жрать!

    Группа «Сумма» вгоняла зависимые предприятия в долги, вешая на них кредиты, взятые для их же покупки, не выполняла взятых на себя обязательств и, как утверждают правоохранители, похищала бюджетные средства. Судя по всему, власть больше не намерена терпеть столь хищническое поведение отечественного бизнеса

    Финансовые интернет-технологии
    Экономика и финансы
    Реклама