По пенсионной и налоговой реформе надо искать оцифрованный компромисс

Главная новость
Москва, 18.06.2018
«Эксперт» №25 (1079)

По пенсионной и налоговой реформе надо искать оцифрованный компромисс

Правительство одобрило законопроект о повышении пенсионного возраста до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин, а также предложило довольно сильное изменение структуры налоговой нагрузки, в частности рост ставки НДС с 18 до 20%.

Увеличение пенсионного возраста с 2019 года 03-01.jpg
Увеличение пенсионного возраста с 2019 года

Среди возможных вариантов скорости повышения пенсионного возраста был выбран довольно жесткий: пенсионный возраст будет ежегодно повышаться на один год и достигнет запланированных величин к 2023 году для мужчин (65 лет) и к 2026-му — для женщин (63 года). Повышенный НДС стартует 1 января 2019 года, льготы по нему при этом должны сохраниться. В качестве компенсационных мер для бизнеса предлагается обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам за счет снижения пороговых сумм уплаченных предприятием за три года налогов с семи миллиардов до двух миллиардов рублей, отменить налогообложение трансфертного ценообразования, завершить налоговый маневр к 2024 году. При этом, к сожалению, ожидавшегося снижения страховых взносов не предложено. Правительство рассчитывает, что все законопроекты будут приняты Госдумой уже осенью и вступят в силу в 2019 году, после чего следующие шесть лет налоги меняться не будут.

Несмотря на то что повышения пенсионного возраста ждали давно и оно выглядит вполне логичным и с точки зрения приближения к европейскому стандарту, и с точки зрения очевидно возросшей продолжительности активной трудовой жизни людей, законопроект вызывает бурные и в основном негативные эмоции. Кажется, что это повод для того, чтобы серьезно обсудить основные параметры новации: скорость увеличения пенсионного возраста, риски безработицы для несостоявшихся пенсионеров, — а также постараться ответить количественно на вопрос, каков будет результат этой реформы. Все понимают, что две предыдущие — введение, а потом и отмена накопительной части пенсии, увеличение ставки страховых взносов на восемь процентов в 2011 году — пенсионную систему устойчивой не сделали.

Основная цель увеличения пенсионного возраста — создание условий для ежегодного существенного роста пенсий. В качестве ориентира была заявлена цифра ежегодной прибавки в одну тысячу рублей в месяц в текущих ценах. «Если бы мы не принимали решений по возрасту, то мы бы имели в 2024 году размер пенсии примерно на треть меньше, нежели тот, который мы сейчас ожидаем», — заявил первый вице-премьер Антон Силуанов на заседании правительства.

Чтобы ответить на вопрос, возможно ли такое увеличение пенсии и предельно ли оно, «Эксперт» подсчитал, на какую примерно сумму рассчитывает бюджет по итогам изменений. Так, повышение пенсионного возраста темпами по году в год означает, что в 2019 году не выйдут на пенсию мужчины в возрасте 60 лет и женщины в возрасте 55 лет, а это примерно 1,6 млн человек. При среднем размере пенсии 13,7 тыс. рублей за первый год экономия составит 263 млрд рублей. Следуя логике повышения возраста и ориентировочного числа несостоявшихся пенсионеров, за весь период повышения пенсионного возраста, по грубым оценкам, государство сэкономит 5,5–6,5 трлн рублей. Кроме того, несостоявшиеся пенсионеры продолжат работать, а значит, по-прежнему из их доходов в Пенсионный фонд будут поступать страховые взносы. Но даже без учета этих дополнительных доходов понятно, что деньги очень приличные. Они, конечно, позволят серьезно сократить трансфер из федерального бюджета (сейчас 3,4 трлн рублей в год), но надо заметить, что в принципе такая экономия дает в среднем один триллион рублей в год дополнительных средств только за первые пять лет, или 14% роста. То есть вполне можно говорить о приращении пенсий и на одну тысячу, и на две тысячи рублей в год, что, конечно, станет реальным благом и для системы, и для пенсионеров, а заодно и для потребительского спроса. Здесь, впрочем, не стоит, наверное, ударяться и в обратную крайность — совсем не снижать размер трансфера. Однако чем больше ясности будет в цифрах так или иначе гарантированного повышения пенсий, тем более полезной будет предложенная новация. Для обсуждения этой темы в России есть достаточно площадок, и прежде всего Дума.

Если же пенсия будет повышаться всего на тысячу рублей в год, то и повышение пенсионного возраста должно быть более плавным, как принято в развитых странах, — не на год, а на три–шесть месяцев ежегодно. Правительство довольно решительно отвергает угрозу роста безработицы, однако здравый смысл и расчеты показывают, что напрасно. В России 70 млн человек трудоспособного населения. Безработица держится на уровне пять процентов. То есть безработных у нас 3,5 млн человек. Понятно, что появление 1,6 млн конкурирующих за рабочее место надо сопоставлять с количеством безработных, а не с количеством занятых. А это прирост в полтора раза. Скорее всего, именно поэтому Европа, очень чувствительная к теме безработицы, так аккуратно поднимала пенсионный возраст.

Что же касается повышения НДС, то по нему расчеты есть у правительства: оно должно дать дополнительные 600 млрд рублей в год. Опять-таки, правительство легко отмахивается от темы роста инфляции и тем более влияния на экономический рост. Нам же кажется, что это более чем серьезно. При средней рентабельности бизнеса в России на уровне три процента и крайне высокой физической и психологической эластичности по цене любых товаров (мы только что видели это на примере бензина, когда правительству пришлось пойти на снижение акцизов — считай, того же НДС), рост налога ляжет очень тяжелым бременем на большую часть рядового бизнеса и неминуемо негативно скажется на всех параметрах роста. А все компенсации, которые предусмотрены (см. выше), явно направлены на крупный бизнес. Поэтому повышение НДС надо обсуждать вкупе с сокращением страховых взносов, тем более что размер потенциальной экономии бюджета (см. выше) это позволяет.

Не исключено, что в результате более тщательной и открытой работы с цифрами и экономическими гипотезами обществу и властям удастся найти разумный и продуктивный компромисс.

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (1079) 18 июня 2018
    США заигрались в крепкий доллар
    Содержание:
    Кто быстрее нажмет на курок

    Осенью может разразиться очередной мировой кризис. США спешат подтолкнуть к обвалу кого-нибудь другого — все равно кого, лишь бы получить капиталы, бегущие в безопасные US Treasures. Но ирония в том, что удар может прийтись и по самим США

    Специальное обозрение
    Реклама