Вновь научиться строить

Специальный доклад
Москва, 23.07.2018
«Эксперт» №30-33 (1084)
Для создания полноценной национальной отрасли промышленного и инфраструктурного строительства нужны драйверы — прямые инвестиции от компаний и государства. Иначе мы рискуем растерять даже имеющиеся компетенции

ТАСС

Российская экономика продолжает находиться в тисках стагнации и зависимости от внешней сырьевой конъюнктуры. Из порочного круга ее могла бы вывести масштабная стройка — освоение Арктики, Дальнего Востока, масштабная модернизация инфраструктуры российских городов, строительство новых производств с опорой на собственных проектировщиков, строительных подрядчиков и оборудование. Но инвестиции на это идут вяло. Пока все усилия государства и подконтрольных ему компаний не позволяют выйти на уровень вложений в основные фонды даже времен позднего СССР. По итогам 2017 года инвестиции в основной капитал в постоянных ценах, согласно расчетам по официальным данным Росстата, составляли лишь 70% уровня РСФСР 1990 года (см график 1).

Нижеследующая подборка материалов посвящена обзору достижений и проблем отечественного инжиниринга. Этот нерусский термин можно трактовать расширительно — как деятельность по созданию производственных (завод, фабрика, рудник) или инфраструктурных (мост/тоннель, аэро- или морской порт, авто- или железнодорожная магистраль, ЛЭП, космодром) активов. Ниже будет дано более узкое, профессиональное определение.

 

Легенды инженерии

Отечественная хозяйственная история прошлого века богата инженерными проектами высшего мирового уровня. Космодром Байконур (от первой экспедиции военных строителей в казахстанскую степь до пуска первой баллистической ракеты прошло 29 месяцев — сегодня в это трудно поверить), легендарные стройки БАМа, ГЭС, освоение новых нефтегазовых провинций, строительство заводов-гигантов — КамАЗ, АвтоВАЗ и т. д. Кроме того, мощнейшее экспортное направление — возведение с нуля целых отраслей экономики в социалистических и дружественных некапиталистических странах.

В отличие от стран Запада, где ключевые для промышленного строительства компетенции сосредоточены у крупных инжиниринговых фирм, в СССР подобные компетенции были распределены среди целой сети организаций — исследовательских, проектных и инженерных. Отдельно существовали строительно-монтажные тресты, которые возводили новые сооружения. Функции координации и интеграции участников этой сети выполняли отраслевые министерства и подчиненные им отделы капстроительства на местах. На них же лежала ответственность за управление проектами на всем протяжении жизненного цикла.

Когда плановая экономика была демонтирована, эта система распалась на отдельные ячейки. Приватизация довершила ее разрушение: обломки ячеек порознь перешли в разные руки. Их судьба сложилась по-разному. Тяжелее всего пришлось отраслевым исследовательским и проектным институтам — большинству из них так и не нашлось места в рынке, и они ушли в небытие.

Утраченные компетенции во многом не восстановлены. Причин тому несколько. Одна из главных — за двадцать семь лет рыночных отношений российская экономика так и не вышла на советский уровень инвестиций в основные фонды. И даже в лучшие годы строительства к Олимпиаде в Сочи в 2012–2014 годах инвестиции немногим превышали 75% в сопоставимых ценах от уровня РСФСР

У партнеров

    «Эксперт»
    №30-33 (1084) 23 июля 2018
    Пробили железный занавес
    Содержание:
    Итоги саммита в Хельсинки на фоне эпохи перемен

    Конструктивное взаимодействие России и США поможет Трампу одолеть «вашингтонское болото» и перезагрузит глобальный миропорядок

    Реклама