Стратегические документы по развитию инфраструктуры, на которые собирается опираться правительство, пока не увязаны со стратегией промышленного развития страны, которой нет. В такой ситуации вместо развитой инфраструктуры мы можем получить чрезмерно дорогие и никому, кроме лоббистов, не нужные мегастройки

ТАСС

Недоумение — основная эмоция, которую испытывают эксперты и наблюдатели относительно готовящихся правительством стратегических документов по пространственному развитию и развитию инфраструктуры. Так, слушания в Общественной палате по поводу стратегии пространственного развития (СПР), которую представляло Минэкономразвития, показали: стратегии как документа, показывающего, как и с какими целями должно меняться пространство страны, по сути, не существует. Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты РФ, в ходе слушаний заметил, что СПР обсуждается с разработчиками как минимум с марта, высказываются замечания системного характера, но документ совершенно не изменился — обоснований и расчетов целей стратегии нет, все ориентировано буквально на четыре-пять базовых отраслей вроде добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и туризма, но, например, легкая промышленность, космические технологии, транспортное машиностроение, судостроение в документе не упоминаются. А ведь развитие этих отраслей тоже будет менять промышленный, а значит, и трудовой, и социальный ландшафт России, причем принципиально. «Самое печальное — не определены цели прорывного технологического развития (их достижение может принципиально изменить возможности развития территорий), которые должны базироваться на критических технологиях двадцать первого века, использование которых должны обеспечить долгосрочные стратегические интересы государства», — добавил Юрий Росляк.

Аналогичные соображения вызывает перечень проектов, включенных в проект Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на период до 2024 года (список есть в распоряжении «Эксперта») — в августе документ был внесен в правительство. Он предполагает вложение в инфраструктуру 6,8 трлн рублей в течение шести лет за счет средств бюджета, госкомпаний и частных инвестиций.

Интересно, что одновременно, тоже в конце августа, в публичном пространстве появился и план мероприятий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП. Самые важные его составляющие — вливание в банковскую систему 110 трлн рублей до 2024 года и закон «О защите и поощрении капитальных вложений в РФ». Последний вводит понятие соглашения о поощрении и защите капвложений: компании-инвесторы, заключившие такое соглашение с государством, получают защиту от изменения ставок налогов и соцвзносов.

Если принять этот план во внимание, то все становится на свои места. Авторы стратегических документов держат в поле зрения ровно одну цель: нарастить инвестиции в основной капитал. А для этой цели лучше всего подходят мегапроекты, прежде всего транспортные. Это объясняет и особенности плана развития магистральной инфраструктуры, и СПР, где предложено развивать центры экономического роста и крупнейшие агломерации за счет их конкуренции друг с другом.

Пространство сжимается

«У нас две агломерации — Череповец и Вологда. Но в стратегию мы не вписываемся. В стратегии есть только крупные городские агломераци

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (1087) 3 сентября 2018
    Экспорт в Китай
    Содержание:
    Дороги ради дорог

    Стратегические документы по развитию инфраструктуры, на которые собирается опираться правительство, пока не увязаны со стратегией промышленного развития страны, которой нет. В такой ситуации вместо развитой инфраструктуры мы можем получить чрезмерно дорогие и никому, кроме лоббистов, не нужные мегастройки

    Экономика и финансы
    Реклама