Господдержка туристической отрасли в нынешнем виде бесперспективна: даже новые инструменты поддержки экспорта услуг не принесут ожидаемых выгод

ТАСС

Представители российского туристического рынка заинтригованы. В ближайшее время в правительстве должны утвердить новую федеральную целевую программу развития внутреннего туризма на 2019–2025 годы. В целом она созвучна предыдущей ФЦП (2011–2018) и делает ставку на кластерный подход. Однако Ростуризм предложил направить значительные силы на стимулирование предпринимательских инициатив в сфере туризма и увеличить более чем в 30 раз (до 103,6 млрд рублей) объем средств федерального бюджета, направляемых на эти цели (в оптимальном варианте вся программа может потянуть на 615 млрд рублей). В каком-то смысле это революционное предложение, меняющее общепринятую философию стратегии развития туризма в России. Беда в том, что и в прошлой ФЦП были заложены дотации для частных инвесторов и рыночных игроков, но Минфин предпочел эти траты «зарезать», сосредоточив внимание на поддержке туристических кластеров. Их финансирование проще контролировать, правда, из сотни вариантов «взлетели» дай бог с десяток проектов, остальные легли тяжким грузом на бюджеты регионов либо вообще остались на бумаге. Что-то подсказывает, что доверия у государства к частному сектору не прибавилось. Чем это грозит отечественной отрасли?
Петр Скоробогатый

Туристическую индустрию по праву можно считать ядром всего сектора услуг. По оценке Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), индустрия туризма сейчас формирует 10,4% мирового ВВП и обеспечивает 9,9% рабочих мест в мире. На сегодня туризм также является крупнейшей статьей несырьевого экспорта и занимает третье место в общей структуре мирового экспорта, уступая лишь химической и нефтегазовой отрасли, но превосходя продукты питания и автокомпоненты. В целом в последние шестьдесят лет отрасль практически непрерывно развивалась и диверсифицировалась и стала одним из крупнейших и быстрорастущих секторов экономики в мире.

Россия в сфере туризма старается соответствовать мировому тренду и прекрасно осознает выгоды от развития этого сектора. В рамках дискуссии о туристической стратегии предлагается обсудить, каким образом структурная политика может быть реализована в индустрии туризма, какие инструменты государственной поддержки могут быть задействованы.

Векторы развития индустрии туризма

Прежде всего, хотелось бы объяснить две определяющие парадигмы политики, проводимой в туристическом секторе России, — «туркластер» и «турбренд» (схема 1).

Парадигма «туркластер» характеризуется акцентом на стимулирование предложения. Наиболее частыми объектами поддержки здесь становятся материальные туристические активы (гостиницы, сопутствующая инфраструктура, объекты питания и развлечений и др.) и чуть реже — существующие или новые туристические бренды. Иными словами, поддержка в большей степени концентрируется на создании и/или обновлении инфраструктуры и в меньшей степени на маркетинге (в том числе на повышении узнаваемости). Именно поэтому чаще всего используются финансовые инструменты поддержки (например, Федеральная целевая программа по раз

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (1089) 17 сентября 2018
    Эта опасная цифра 8
    Содержание:
    Вот и разворот

    ЦБ признал, что таргетировать инфляцию больше не удается — в 2019 году ожидается рост цен на 5–5,5% в год. Мы снова будем жить при жесткой денежно-кредитной политике, а об экономическом росте придется лишь мечтать

    Главная новость
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама