В свете будущего

Специальное обозрение
Москва, 22.10.2018
«Эксперт» №43 (1094)
О том, на что способны современный свет и системы управления им и как последние тренды в светотехнике помогут развивать сельское хозяйство, журналу «Эксперт» рассказал генеральный директор Osram в России Дмитрий Каверин

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ OSRAM

Два года назад компания Osram ушла с рынка традиционных источников света. На чем было решено сфокусироваться?

— Было принято стратегическое решение сфокусироваться на развитии инноваций в области фотоники, составляющими которой являются источники света, системы управления, оптоэлектронные компоненты. Теперь наша задача заключается в том, чтобы использовать все возможности света, такие как визуализация и агрофотоника (стимулирование роста растений), и создавать решения на основе датчиков и сенсоров на базе инфракрасного и лазерного излучения в областях, непосредственно связанных с жизнедеятельностью человека.

Если говорить о российском рынке, то здесь мы выстроили полную сбытовую систему, структурно похожую на материнскую компанию, за исключением компетенций в R&D. Мы занимаемся не только дистрибуцией продукции концерна Osram, но и работаем в сфере светотехнического консалтинга, помогаем создавать дизайн светильников и комплектовать их нашим оборудованием, так как Osram — профессиональный производитель электроники. Год назад мы запустили завод в Малайзии по производству полупроводниковых компонентов, основные продукты которого сегодня — светодиоды и светодиодные модули, поставляемые практически на все рынки мира, в том числе российский.

Osram в России работает в четырех основных направлениях: дистрибуция специальных источников света (автомобильный свет, источники для кино- и видеопроекции, лампы для дезинфекции и прочее), поставка на конвейеры элементов полупроводниковой оптики (электронные компоненты, датчики, сенсоры), проектные продажи и системы управления светом начиная с небольшого помещения и заканчивая концепцией «Освещение в умном городе».

Например, некоторые стадионы, построенные к чемпионату мира по футболу, оснащены оборудованием Osram — светильниками и системами управления светом, обеспечивающими превосходную телевизионную картинку при трансляции.

— Насколько вообще российский рынок важен для концерна Osram?

— В разных сегментах доля России и стран СНГ отличается. Например, в автомобильном освещении это около 30 процентов, а в ксеноновых лампах для кинотеатров — более 40 процентов, в бактерицидных лампах — порядка 25 процентов. Для нас мало быть хорошо представленными на рынке, необходимо добиться признания со стороны профессионального сообщества потребителей и простого покупателя.

За последние пять лет условия нашей работы на рынках России и стран СНГ существенно улучшились. Дело в том, что российский бизнес быстро обеляется, а для нас снижаются риски, традиционные для стран с развивающейся экономикой.

Вторая хорошая новость — многие компании начинают заказывать более дорогое и качественное световое оборудование, чем в период сразу после девальвации рубля.

— Какие позиции вы занимаете на российском рынке?

— Рынок очень фрагментированный. Но кое-что можно выделить: в лампах специального назначения доля Osram, по нашим оценкам, порядка 30 процентов. Экономическая ситуация в последние три-четыре года заставила нас не только продавать оборудование в России, но и производить. На базе завода Ledvance в Смоленске мы производим бактерицидные лампы, которые используются практически во всех медицинских учреждениях России и некоторых стран СНГ в приборах по рециркуляции воздуха.

— Каким образом вы выделяете приоритетные направления?

— Мы ориентируемся на четыре основных мировых тренда: урбанизация, цифровизация (big data), мобильность и тренд на здоровый образ жизни и увеличение ее продолжительности.

Например, системы «Умный город» могут быть реализованы посредством наших решений — как светильников, так и систем управления. Мы считаем, что наше оборудование поможет экономить энергию. Что касается цифровизации и аналитики больших данных, то системы освещения способны также выступать в качестве интерфейса для обмена информацией с потребителями. В Osram есть проект, цель которого —организация навигации внутри торговых центров, больших общественных зданий (аэропорты и вокзалы) посредством установки систем коммуникации с мобильными устройствами. Благодаря такой навигационной системе подключившийся к ней через мобильное устройство человек может передвигаться по зданию в нужных ему направлениях и получать информацию о скидках и акциях, рейсах и аварийных ситуациях.

Третье очень перспективное для нас направление —агрофотоника, комплексные системы, использующиеся для досветки растений. Количество теплиц в России быстро увеличивается, особенно после введения продовольственного эмбарго в 2014 году. Наши решения для теплиц основаны на светодиодных технологиях, причем мы умеем изменять «рецептуру» света для различных типов растений, меняя лишь настройки нашего оборудования, а не всю систему освещения на корню. В мире лишь единицы компаний выпускают подобное оборудование, позволяющее увеличивать урожайность в теплицах до 30 процентов с единицы площади.

Каковы ваши планы на развитие на российском рынке в ближайшие несколько лет?

— Рынок России и стран СНГ для Osram приоритетный, так как остается быстрорастущим. За последние пять лет мы росли не менее чем двузначными темпами, и наша задача на два-три года — сохранить такие темпы. Будем развивать все перспективные направления, о которых шла речь выше, а также не станем забывать об огромном количестве автолюбителей, для которых качественный свет важен в любое время суток. Им мы будем предлагать решения, максимально нацеленные на безопасность вождения.

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (1094) 22 октября 2018
    400 крупнейших компаний России
    Содержание:
    Боже, шорти Америку

    В течение ближайших двух лет рынок акций США может потерять около трети своей капитализации. Причины — новый цикл роста ставок, который ударит по компаниям и заемщикам-физлицам

    Реклама