Скоростной вертолет победил ударный беспилотник

Наука и технологии
Москва, 04.11.2018
«Эксперт» №45 (1096)

Уже до конца года «Вертолеты России» представят на утверждение Минобороны России концепцию перспективного боевого вертолета (ПБВ). Как заявил гендиректор холдинга Андрей Богинский, над проектом сейчас работают два конструкторских бюро: Миля и Камова, но заказчику предстоит выбрать одно, наиболее предпочтительное решение.

Уже известно, что новая машина будет иметь соосную схему расположения несущих винтов, сможет развивать скорость порядка 450–500 километров в час и летать без дозаправки на расстояние свыше тысячи километров. «У нее появятся крылья, а шасси будет убираться в полете во внутренние отсеки. При этом экипаж планируется разместить так же, как на Ка-52: два человека в ряд, бок о бок», — говорят военные.

Первый полет новый российский ударный вертолет, как ожидается, совершит в 2025 году, а его серийное производство начнется ближе к концу следующего десятилетия. Ни о стоимости проекта, ни о закупочной цене новой машины наши военные не сообщают. Известно только, что ПБВ будет оснащаться ракетами «Атака» и «Вихрь», которые способны поражать цели на расстоянии более 14 километров. Тем не менее можно предположить, что весь проект обойдется примерно в 3–5 млрд долларов. А стоимость серийных экземпляров составит около 15 млн.

Напомним: программа разработки новых скоростных вертолетов, включая гражданскую и военную версии, стартовала в нашей стране в начале 2011 года. А уже четыре года спустя впервые поднялся в воздух демонстратор технологий — летающая лаборатория, созданная на базе ударного вертолета Ми-24. Главное ее новшество — несущая схема, которая позволяет отодвинуть срыв потока с лопастей несущего винта и увеличить скорость вертолета при сохранении его классической компоновки. Не секрет, что сейчас все вертолеты, выполненные по классической схеме: с одним несущим винтом и одним хвостовым рулевым винтом, — имеют шарнирную подвеску лопастей. Такая подвеска дает им возможность совершать маховое движение, обеспечивающее балансировку вертолета. Но маховое движение лопастей из-за срыва потока воздуха на них ставит предел увеличению скорости вертолета — не более 350–370 километров в час. Все дело в том, что, двигаясь по кругу, концы лопастей проходят участок, на котором их скорость складывается со скоростью движения вертолета. Срыв потока происходит, когда суммарная скорость (скорость движения лопастей относительно воздуха) превышает скорость звука, в результате чего машина теряет управляемость. Однако наши конструкторы применили ряд ноу-хау, позволивших отодвинуть срыв потока с лопастей.

И хотя превысить рубеж 450 километров в час на демонстраторе технологий не удалось (при тестах машина разгонялась лишь до 407), в ходе испытаний специалисты получили огромный массив данных по использованию новых цельнокомпозитных лопастей несущего винта. Он наверняка будет задействован при постройке гражданского скоростного вертолета, выполненного по традиционной схеме. Эти лопасти созданы с использованием новейших разработок в области прочности и композиционно

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (1096) 5 ноября 2018
    Рейтинг крупнейших компаний АПК России
    Содержание:
    Страсти по нетбэку

    Правительство согласилось доплачивать нефтяникам, чтобы они держали цены на бензин ниже экспортного паритета

    Главная новость
    Реклама