Не сдают лицо

Экономика и финансы
Москва, 10.12.2018
«Эксперт» №50 (1101)
Продвигаемый Банком России и «Ростелекомом» сбор биометрической информации в банках оказался никому не нужен: для банков это неоправданные пока расходы, для граждан — бесполезное мероприятие. Ситуация может измениться, если биометрия будет использоваться в предоставлении госуслуг

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Вот уже почти полгода в России действует государственная Единая биометрическая система (ЕБС), и первые результаты далеко не впечатляют. Напомним, с июля у россиян появилась возможность с помощью биометрии (записи видеоизображения лица и голоса) дистанционно открывать счета в банках и получать другие финансовые услуги. Однако знают об этой возможности далеко не все, а желающих воспользоваться ею и того меньше.

Скромные результаты

Компанией — оператором ЕБС является «Ростелеком». «Сейчас с “Ключом Ростелеком” (название проекта ЕБС в “Ростелекоме”. — “Эксперт”) уже работает сто финансовых учреждений в ста тридцати городах России, — рассказывает директор по цифровой идентичности “Ростелекома” Иван Беров. — Дистанционно открыть счет, вклад или получить кредит уже можно в Почта-банке, банке “Хоум Кредит”, Тинькофф-банке, Альфа-банке, Совкомбанке и других крупных банках. Согласно плану ЦБ, к концу 2018 года каждый банк, подключенный к “Ключу”, должен начать создание цифровых образов граждан в 20 процентах своих отделений. К концу 2019 года услуга должна появиться во всех отделениях российских банков».

Данные о количестве банков, подключенных к ЕБС, о количестве людей, зарегистрированных в системе и воспользовавшихся ею для удаленного получения банковских услуг, «Ростелеком» планирует публиковать в рамках своих квартальных отчетов. Однако сейчас такие данные недоступны, о точных цифрах умалчивают даже банки, активно внедряющие ЕБС. Это неудивительно. «К началу октября в системе участвовало более 50 банков. Но далеко не все они в массовом порядке проводят данную процедуру (сбор биометрических данных. — “Эксперта”). По оценке участников рынка, менее 400 отделений по всей стране готовы предоставлять эту услугу, — поясняет президент АРБ Гарегин Тосунян. — Согласно информации СМИ, по состоянию на конец ноября были собраны данные всего около трех тысяч человек». Четыреста отделений и три тысячи человек по всей стране за почти за полгода — весьма негусто.

Одним из факторов, объясняющих такие скромные показатели, по мнению директора дирекции информационной безопасности группы компаний «Центр финансовых технологий» (один из вендоров, разрабатывающих решения для ЕБС) Алексея Леонова, является отсутствие штрафных санкций для банков. Это позволяет им отсрочить массовый запуск проекта регистрации биометрических данных. «Некоторые банки сегодня не принимают биометрические образцы и находятся как бы в подвешенном состоянии, ожидая, что Банк России сделает отсрочку. Причин для этого много: одни финансовые учреждения не могут зарегистрировать информационную систему в ЕБС и ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации. — “Эксперт”), у других не хватает ресурсов, потому что внедрению сопутствует очень много процессов, требующих автоматизации. Если говорить в целом о готовности финансового рынка к 1 января 2019 года начинать принимать эти данные, то она очень сомнительная. Банковский рынок, скорее, на 80 процентов не готов», — заключает г-н Леонов. Напомним, до конца

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (1101) 10 декабря 2018
    ПОЛОВИННЫЙ ГРАЖДАНИН
    Содержание:
    Выжженная земля

    Муниципалитеты подобрались к пределу экономии. Дальше — только повышать налоговые доходы. но сделать это невозможно, пока все основные налоги от среднего и крупного бизнеса будут забирать центр и регион

    Главная новость
    Наука и технологии
    Специальное обозрение
    Реклама